Игра в Париж
С французской комедией, причем во французском исполнении, мы знакомы хорошо, и предлагать ее нашему зрителю на сцене театра - определенный риск. Речь идет о премьере театра Тихоокеанского флота “Огни Парижа” по пьесе Алена Рейно-Фуртона “Месье Амедей” (постановка Станислава Мальцева). Это вообще имеет смысл только в том случае, если это не калька, если у режиссера и актеров есть свое видение, и тогда у зрителя появляется возможность по-иному взглянуть на обыденные вещи.
Пьеса сама по себе - ничего особенного. Типичная комедия положений. Смешная. Немножко скандальная (из восьми героев шестеро - сутенеры и проститутки). Сюжет добротно сбит и закручен. Главный герой - интеллигентный недотепа, который по воле обстоятельств втянут в опасную игру, но именно полное незнание им правил этой игры, его внутренняя чистота плюс Его Величество Случай, плюс помощь дамы приводят к счастливому концу - все диктуется законом жанра, в котором уже вряд ли можно придумать что-либо новое. Которое, понятно, есть хорошо забытое старое. Только я бы поправил: новое - это хорошо “вспомненное” старое - ярко, точно, глубоко и уместно. Возьму на себя дерзость утверждать, что искусство только для того и существует, чтобы помогать нам хорошо вспоминать то, что, казалось бы, мы и так давно знаем.
О чем же хотят нам напомнить создатели и участники спектакля “Огни Парижа”? О том, что в наше бурное время никто не застрахован от крутых и не всегда безопасных поворотов судьбы? О том, что проститутки и сутенеры хоть и падшие, но все-таки тоже люди? О том, что в некоторых, внешне благополучных, таятся такие дикие обезьяны, что способны шокировать даже видавших виды представителей “дна”? Наконец, о том, что при любых, даже самых экстремальных обстоятельствах надо отвечать за свои поступки и не терять человеческого достоинства (и чувства юмора, как одного из высших проявлений оного достоинства)? Спектакль дает повод подумать обо всем этом. Но не только.
Ах, Париж, Париж! Красивые молодые люди, красивая жизнь... Мыло “Камей”, шоколад “Элит”... И мы, которые так и умрем по эту сторону телеэкрана... А ну ее к черту, эту нашу вечнозеленую тоску! Давайте играть в Париж! Просто поиграем и как дети поучимся в игре чему-то очень-очень важному и доброму. А ненавязчивая Эйфелева башня, символ-стереотип, шлягеры на чужом языке и съемочная площадка помогут нам не забыть о том, что это - всего лишь игра...
“Огни Парижа” - спектакль игровой в самом прямом смысле. Намеренно отказываясь от концептуальных “наворотов”, режиссер основную работу по выражению главной идеи спектакля предлагает выполнить актерам. Думается, молодые артисты театра ТОФ не в обиде за такую “нагрузку”, ибо это и доверие, и вера в их творческие силы. А задача им поставлена действительно сложная. Карнавальное действие с частой сменой эпизодов требует от актеров не только быстрого переодевания (костюмы очень удачно подобраны либо созданы художником спектакля Ладой Смирновой) - исполнительница главной женской роли Руслана Дедик делает это раз пять, однако ж не в том достоинство игры актрисы. Сходите, посмотрите сами, как в процессе действия ее Катя из вульгарной и отталкивающей реально перевоплощается в милую, добрую, любящую. Посмотрите, как месье Амедей, главный герой в исполнении Романа Колотухина, поначалу размазня и трус, обретает внутренний стержень, учится брать на себя ответственность, в том числе и за других людей. Как степенный падре Жозеф, которого играет Сергей Кашуцкий, случайно нюхнув кокаина, становится симпатичным орангутангом в сутане, а после, придя в чувство, вновь приобретает облик сельского священника, разве что весьма смущенного. Все эти превращения кажутся достоверными, а за внешней легкостью игры мы и не подозреваем, какого труда стоила эта достоверность. Деде - вроде бы тип мерзкий во всех отношениях, но только не в исполнении Егора Гришина. Заставляет сочувствовать своей героине и Екатерина Демина (Кики). Даже такие, казалось бы, шаржевые роли, как Белоснежка (Галина Гончарова), Поло (Денис Глушенко) и Бамумболо (Андрей Соловьев), в исполнении названных актеров не дают повода для однозначного восприятия.