“Золотая антилопа” покинула пределы Фокино
Для многих непосвященных, живущих в городах и селах Приморья, мало о чем говорит нелепая, на первый взгляд, приставка ЗАТО, шесть лет назад прилепившаяся к названию города Фокино. Тем не менее в этом-то самом ЗАТО и состоит главная респектабельность нынешнего закрытого административно-территориального образования Фокино. Магическая аббревиатура дает населению закрытой территории ряд льгот, закрепленных законом. Из них самой льготной, без сомнения, до недавнего времени являлась льгота на выезд в так называемые зоны расселения.
Не всяк разевай роток на бюджетный кусокВ сентябре прошлого года “В” довольно подробно освещал, как решается вопрос о предоставлении этих льгот в Фокино. Статья “Уехавшим в зоны отселения никакие другие зоны не грозят” стала тем самым камнем, который, оказавшись брошенным в застоявшийся водоем, образовал множество кругов на воде. Поскольку многие и не подозревали, что, живя на закрытой территории, встав в очередь на расселение, сдав жилье в муниципальную собственность и разорвав все связи с родным предприятием или организацией, вполне могут стать счастливыми обладателями равноценной квартиры в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Рузе, Серпухове, Сходне, Ивановской области.
Если верить информации от администрации муниципального ЗАТО, около 100 семей начиная с 1993 года переселены в “зоны”. Те же, кто не хочет квартиру, могут согласно постановлению Совета министров РФ № 1158 от 15 ноября 1993 года “О мерах по социальной защите населения, проживающего на территории ЗАТО” получить компенсацию за сданное жилье. Денежная компенсация выплачивается, исходя из цен за 1 кв. м жилья, сложившихся в данном регионе, но не более 10 проц. за каждый год, проработанный на данной территории. С момента попадания закона о ЗАТО в ЗАТО Фокино свыше 10 семей получили такие компенсации - по официальным данным. Установить их фамилии - напрасный труд. О том, как в течение шести лет безжалостно и безнаказанно эксплуатировали “золотую антилопу” фокинские чиновники, избравшие себе “зоной” благоприятного проживания и отдохновения после непомерных трудов центр Санкт-Петербурга, мы уже рассказывали. Называли и фамилии тех, кто переселился в первую очередь, кто позаботился не только о себе, но и о своих близких. Информация о льготах с тех пор не стала прозрачнее.
Сегодня около 500 человек дожидаются отселения в морской инженерной службе флотилии, численность очереди в жилищном отделе администрации приближается к тысяче. Как и предполагалось, денежный ручеек иссяк, финансирование программы отселения прекратилось. Об этом недавно официально заявлено по телевидению нештатным пресс-секретарем главы администрации Павлом Кузнецовым. Он подчеркнул, что законность отселения проверялась множеством контролирующих органов, нарушений не установлено, но денег Москва для переселенцев все равно не дала.
Предположительно жалоб было немало. Есть уже и судебные прецеденты. Народ, в заботах о котором совсем зачах жирующий отряд чинуш-отселенцев, заметно просветлел и решил в судах отстаивать свои права на получение информации, компенсации за сданное жилье и квартир в западных районах России.
Письма Пишут разные - слезные, болезные. Иногда прекрасные, чаще - бесполезныеВ феврале на встрече с избирателями Фокино зам. председателя Государственной думы Светлана Горячева горячо и искренне призывала писать ей письма, когда нужно устроить ребенка на лечение, в случае тяжелого материального положения, когда пройдены все судебные инстанции в крае в различных гражданских и уголовных делах. Все чаще вступившие в переписку убеждаются: бесполезное это занятие, их жалобы возвращаются на разбор к тем, на кого они жаловались.
Жительница Фокино Антонина Макаровна Ильюшко, прочитав в сентябре статью об отселенцах, потеряла покой. За спасительную льготу она ухватилась как за последнюю возможность помочь сыну. Ее сын Геннадий Ильюшко, в прошлом офицер, инженер-радиоэлектронщик, уволившийся в 1992 году с флота, через год попал в тяжелую автомобильную аварию, вследствие которой оказался прикованным к постели. “Себя не обслуживает. Нуждается в постоянном постороннем уходе”, - записано в эпикризе. Хотя всем ясно, не всякий посторонний способен ухаживать за тяжелым больным. От Геннадия даже жена отказалась и детей увезла, оставив ему в Фокино трехкомнатную квартиру. Ильюшко нуждается в периодическом обследовании и лечении, которые можно получить в городах, где есть специализированные медицинские клиники. Вот мать и решила “отселить” сына хотя бы во Владивосток. Но к тому времени “золотая антилопа” уже ускакала из этих мест...
Сначала Антонина Макаровна поехала в Москву к Горячевой, дошла до самой двери ее кабинета, но у Светланы Петровны времени не нашлось выслушать просительницу. А оставленное секретарю письмо было отправлено в те самые места, о которых в нем и сообщалось. Чиновники у нас, слава богу, ответы задерживать не смеют и очень этим гордятся: положено дать ответ - ан, пожалте, вот он тут!
Отреагировал мэр ЗАТО Фокино Евгений Худеньких: “Администрация муниципального ЗАТО Фокино, рассмотрев заявление гражданки А. М. Ильюшко, сообщает, что оснований для отселения семьи не имеется, так как в соответствии со ст. 46 федерального закона “О бюджете на 1999 год” средств в бюджете на отселение граждан из закрытого административно-территориального образования г. Фокино не предусмотрено”. То бишь оснований нет не потому, что льготы отменили, а потому, что денег больше нет. И не будет, как видно. Во всяком случае для таких, как Ильюшко. Если следовать логике этого ответа, то и в очередь на расселение включать А. Ильюшко не должны, однако и ее, и сына включили, но живыми ее вряд ли можно выстоять (№ 865 и 866). А вообще-то очередь на расселение не однажды корректировалась. И “вылететь” из нее было можно запросто, не долетев до вожделенного Петербурга.
И еще одна беда у Антонины Макаровны. Она увезла сына на обследование и лечение в Кривой Рог. Привезти назад не имеет возможности. И пенсию за него не получает с октября прошлого года, хотя есть доверенность, составленная по всем правилам нотариального искусства, оформление которой на Украине стоит половину той суммы, что назначена в качестве пенсии инвалиду. Сверхбдительные чиновники в отделе социальной защиты говорят: “А вдруг он там тоже пенсию получает, а доверенность липовая?” Но никто не спросил: “А как же он без пенсии-то восемь месяцев живет, несчастный человек, прикованный к постели?” И никто не спросил его мать, как живет она здесь, в пустой квартире, оставленной милосердной невесткой, где даже кровать и стол сделаны из собранных на помойке досок...
Если Фемиде развязать глаза, она ослепнетИз газетной статьи, упомянутой выше, супруги Московкины, живущие в богом забытом Дунае, узнали, что и о них родина-мать не забыла. Подумали они и решили воспользоваться льготами и перебраться поближе к родным в Красноярский край. А квартиру свою 3-комнатную в кирпичном доме предполагали сдать в муниципальную собственность и получить за нее денежную компенсацию. И вот уже 8 месяцев тянется их “дело”, которое смело может войти в историю судопроизводства как гражданское дело о законном выколачивании законопослушными гражданами законных льгот у муниципалитета.
Сначала Валентину Петровну и Якова Егоровича вынудили с работы уволиться, закон-де требует связи с предприятиями порвать. И стали они на пенсию жить.
На свое заявление о выплате компенсации за сданное жилье получили ответ от 1-го зама. главы администрации Сергея Терентьева: “Администрация выплаты компенсации... производит при наличии финансирования из федерального бюджета. В настоящее время администрация не располагает возможностью для осуществления таких операций”. Тогда Московкины пошли в суд. 15 января 1999 года Фокинский городской суд под председательством А. Кадкина вынес решение № 772-98 о выплате истцу компенсации в размере 35849 руб. (согласно оценке жилой площади БТИ). Положение об отселении № 22 от 15. 01. 99 г., утвержденное главой администрации ЗАТО Фокино в том виде, в котором оно было представлено, судом во внимание не принято. А выплата денежной компенсации должна осуществляться за счет средств, выделяемых ЗАТО на капитальное строительство, независимо от источника финансирования, а не за счет средств, выделяемых на отселение граждан.
Решение суда было обжаловано в кассационном порядке (№ 144 от 25. 01. 99). Администрация ЗАТО Фокино посчитала, что суд нарушил закон РСФСР “Об основах бюджетного устройства”, а также судом не дана правовая оценка тому обстоятельству, что в 1998 году средств из федерального бюджета на отселение не поступало, а на момент судебного заседания бюджет 1999 года не был принят. Ссылались и на отсутствие документов о санитарно-техническом состоянии сдаваемого жилья. Затем дело рассматривала судебная коллегия по гражданским делам Приморского края под председательством Н. Бизякиной, которая постановила иск удовлетворить и указала, что ссылка на взыскание компенсации из средств на отселение противоречит постановлению правительства № 1158 от 15. 11. 93 г., поэтому из резолютивной части решения следует исключить слова: “из средств, выделяемых ЗАТО Фокино на отселение граждан”. Жалоба была оставлена без удовлетворения, решение Фокинского суда - в силе.
После этого представитель администрации обратился в горсуд Фокино с просьбой об отложении исполнительных действий, объяснив, что на имя прокурора края отправлена жалоба в порядке судебного надзора ввиду того, что не определен источник выплаты в решении суда. Надзорную жалобу отклонила краевая прокуратура (№ 8-225-99 13.04.99 г.), и прокурор по надзору Н. Сайко подтвердил, что решение суда вступило в законную силу 17. 02. 99 г.
Не хватит газетных полос, чтобы хоть кратко изложить все документы, что рассматривались четырежды в судебных инстанциях. Наконец, 10 марта сего года рождено постановление о возбуждении исполнительного производства. Исполнительный лист № 2-68/99 выдан горсудом, согласно исполнительному производству в срок до 26 марта 1999 года администрация муниципального ЗАТО Фокино должна была выплатить истцу денежную компенсацию за сданное жилье.
Как скоро супруги Московкины будут наконец облагодетельствованы положенными им по закону льготами, неведомо никому. Ибо вынесение судебного решения вовсе не означает его неукоснительное исполнение.
А тут и еще одна зацепочка нашлась. Очередь, оказывается, существует не только на получение жилья в зонах благоденствия для особо отличившихся чиновников муниципального ЗАТО и членов их семей, на получение компенсации тоже очередь существует. А Московкин в ту очередь не записался... Мы непременно расскажем читателю, был ли хеппи-энд у этой истории. Пока же радует одно: есть и еще гражданки, отстаивающие свои законные права, связанные с льготами для жителей ЗАТО, в суде, а значит, скоро невозможно будет ссылаться на отсутствие судебной практики в подобных делах.