Офицерское сословие в опасности
В былые времена редкий лейтенант ускользал из девичьих сетей, прибывая на флот холостяком. Можно гордиться званием офицера, но семье требуется и материальное подтверждение. Сегодня женский интерес молодым офицерам угасает, и это тоже показатель снижения реального статуса военнослужащих. Но есть вещи дороже денег...
Походы нам только снятсяЕще в конце 80-х в высшие военно-морские училища принимали только лучших из лучших. Так формировалась элита вооруженных сил. Сегодня флот получает “детей перестройки”, поступивших в военно-учебные заведения в кризисных 1993-1994 годах от обоюдной безысходности... Образовательный ценз снизился, лейтенанты-”троечники” перестали быть редкостью. Раньше на флот приходили горячие парни за трудностями. Теперь многие молодые офицеры ищут “где легче”, даже активных спортсменов - считанные единицы (великолепная физическая подготовка морской пехоты - исключение).
На фоне относительно невысокого уровня профессиональной подготовки диссонирует законное в общем-то желание - категорически в течение первых трех месяцев лейтенантской службы получить жилье, подъемное пособие, беспроцентную ссуду и прочее. Такого рода требовательность к командованию, возможно, и правильна. Офицер не должен служить “за так”, в контракте ничего не сказано о романтическом энтузиазме. Новое время научило молодежь новым отношениям - товарно-денежным. Отсюда - сложные отношения молодых офицеров со старшими. Дело не в высокомерной предвзятости ветеранов, а в отсутствии у многих лейтенантов служебного рвения, стремления к высотам профессионализма.
А тут еще корабли в силу нехватки материально-технических средств и топлива превращаются в плавказармы. На должность командиров боевых частей кораблей 1-го и 2-го рангов приходят офицеры, не имеющие опыта плавания. Не случайно на Тихоокеанском флоте используют каждую возможность для организации курсантской практики, даже если речь идет о “северном завозе” техники и продуктов...
Карнеги лейтенанту не указКак-то в разговоре с лейтенантами надводных кораблей прозвучало: “Мы - заложники своего времени. Главная задача нашего поколения офицеров - сохранить то, что есть. Чтобы когда-нибудь не с нуля начинать”. Вместе с тем оставаться в заложниках всю оставшуюся жизнь согласятся немногие. Прогноз заключения контрактов на вторую пятилетку плачевен. Многие лейтенанты увольняются, не выслужив и первых пяти лет. А тут еще “догоняет” проблема досрочного ухода старших офицеров - по тем же социально-экономическим причинам. Это головная боль командиров и начальников Тихоокеанского флота.
Не желающие служить молодые офицеры - преимущественно выпускники западных учебных заведений (владивостокская кузница военно-морских кадров, напротив, считается одной из самых прочно закрепляющих). “Географическое недовольство” прохождением службы сквозит у многих выпускников. В силу отдаленности от центра России Тихоокеанский флот очень уязвим социально-экономически. Столкнувшись с морем проблем, не каждый находит себя в корабельной службе.
Лейтенанты - звено исключительно важное. И по возрасту, и по должности молодые офицеры ближе других стоят к старшинам и матросам, трудно переоценить влияние этого звена на состояние дисциплины и правопорядка. Между тем на разных уровнях отмечается: к воспитанию старшин и матросов лейтенанты профессионально не готовы, их реальное влияние незначительно. Это существенное упущение в системе подготовки высших учебных заведений. Курс партполитработы из программы изъяли, а взамен - ничего. Модная нынче психология - еще не все. Доводилось встречать офицеров, у которых на рабочем столе лежал томик Дейла Карнеги, а общение с подчиненными все равно строилось на привычных, надежных, эмоциональных и непечатных формулировках...
Последних лейтенантов-воспитателей флот получил в 1995 году (из Киева). Сегодня таковых нигде не готовят - воспитателями назначают строевых офицеров. А ведь даже программиста бездушной ЭВМ целенаправленно готовят не менее пяти лет. Люди сложнее, им не вставишь в голову дискету с программой.
В каюте семья не рождаетсяЕще один нюанс. В былые времена редкий лейтенант ускользал из девичьих “сетей”, прибывая на флот холостяком. И даже в 94-95-х годах среди офицеров-выпускников было до половины женатых. Сегодня женский интерес угасает прямо пропорционально снижению реального статуса военнослужащих. Конечно, можно и сегодня гордиться званием флотского офицера, но для семьи требуется и материальное. Холостяков становится все больше.
В соединении надводных кораблей первого ранга бесквартирных молодых офицеров - 90 процентов. Жилье в гарнизонах уже 6 лет не строится. Безоглядная приватизация привела к утечке квартир из фондов военного ведомства. Уезжая, к примеру, из относительно благополучного Фокино, офицеры запаса продают жилье за бесценок (жилищный сертификат - это журавль на орбите), 3-комнатная квартира улучшенной планировки стоит здесь 3 тысячи долларов. Покупатели - гражданские моряки, рыбаки и мелкие торговцы. Абсолютное большинство молодых офицеров живут на кораблях. Финансирование поднаема жилплощади - большая проблема. Объективные условия просто выталкивают лейтенантов на обочину жизни: семьи нет, квартиры нет, денег тоже нет. Даже старший офицер с 20-летней выслугой получает сегодня меньше 100 долларов. Остается только служба, а ведь время рабов, прикованных к галере, давно прошло...
Пытливый читатель задумается: как же молодые офицеры решают проблемы отдыха, весьма немаловажного общения с женским полом? Вспоминаю случайного попутчика-лейтенанта, откровенно ответившего на подобный вопрос:
- Идешь в кафе, знакомишься с девушкой. Танцы, потом - дикие ласки... Получки хватает на два вечера. Отношения какие-то животные. Все же хочется любви... В отпуске обязательно женюсь.
Женится, и одна проблема сменится другой, ведь жену не поселишь в своей каюте (хотя в недавней истории было и такое).
Корабли еще есть. Нет идеи...Частные примеры отражают не только уровень проблем, но и степень сопротивляемости флотского организма социальным недугам. Не все беспросветно и безысходно. Перспективы у флота есть. Корабли наши - в общем-то не старые...
Пути реформ неисповедимы, и все же хочется надеяться, что их основой станут не одни только сокращения и переименования флотских структур, но и забота о будущем, о безопасности государства. Неужели есть люди, которые этого не понимают? Реформировать необходимо прежде всего экономику и общество. Народу великой океанской державы кроме материального благополучия необходима идеология или хотя бы общая идея. Чтобы защитниками Отечества общество гордилось и флотскими офицерами становились лучшие из лучших. Нетерпимо, когда общественным сознанием воинская служба воспринимается как занятие для третьесортных людей. Возможно, наша экономика разрушается именно из-за отсутствия идеологии...
Надежнее любого банковского вклада даже незначительный вклад в историю страны. Есть вещи дороже денег. Многие офицеры понимают это лучше, чем некоторые государственные деятели. Поэтому корабли все еще выполняют боевые задачи в море, в то время как экономика страны все еще идет ко дну.