Как яркий всполох...
Жизнь Василия Подкауры была короткой, как росчерк метеорита в сихотэ-алинском небе. Три студеных зимних месяца провел он в 1948 году с экспедицией ленинградских ученых, разыскивая упавший в тайгу железный метеорит. Смертельно простудился. Назад его везли уже на телеге, в 40-градусном бреду. В изголовье лежали два внешне ничем не примечательных камешка - метеоритные осколки. Спустя некоторое время Василия Подкауры не стало. Организм не сдюжил - сказались еще четыре фронтовых ранения. Было ему - красавцу гардемаринского роста с буйной шевелюрой 26 лет.
Страшная гримаса судьбы: его короткая жизнь успела вместить все тяготы войны, но в ней не нашлось места тихому мирному счастью. Не успел Василий построить дом, прижать к сердцу сына. Остались после солдата лишь старые, ломкие от времени фронтовые снимки, боевые награды да могилка под красной звездочкой на Дальнереченском кладбище. И еще память, которую трогательно хранит все эти годы младший брат - Иван. Это он принес в редакцию военные фото, пожелтевшие странички фронтовых газет.
“...На рассвете 27 немецких танков и 10 бронетранспортеров пошли на наши боевые порядки, - сообщала фронтовая многотиражка “За Отечество”. - Орудие гвардии сержанта коммуниста Василия Подкауры стояло замаскированным на пути идущих танков. Подкаура, оставшийся за командира орудия и наводчика, на 200 метров подпустил головной “тигр” и третьим снарядом поджег его... Но вот вражеским снарядом повредило одно колесо орудия. Стоит оно, накренившись на бок. О точности прицела и думать не приходится. Орудие вышло из строя, и, казалось, оставалось одно - бросить его. Но Подкаура продолжает стрелять. Так он выпустил семь снарядов. Восьмой угодил в следующий танк. В это время отбило второе колесо у орудия. Тогда Василий взялся за автомат...”
Так описан один из февральских дней жаркой битвы за Будапешт. За этот бой Василий Подкаура был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Мы намеренно сохранили старый “героико-патетический” газетный стиль, ведь здесь есть главное - правда событий.
Были у артиллериста и другие подвиги, и другие награды: медали “За боевые заслуги”, “За отвагу”, “За взятие Будапешта”. В одном из боев Василий Подкаура с трехлинейкой наперевес стоял против немецких автоматчиков, вплотную подошедших к нашим огневым позициям. И, как опять же сообщалось в военной заметке, “...открыв прицельный огонь по врагу, он уничтожил вместе с ефрейтором Бочкаревым 26 гитлеровцев”.
А фронтовой поэт Михаил Домогацких посвятил ему стихотворение:
...Один на один с двумя “тиграми” в схватке
Он стал победителем, воин-герой!
Я в нем узнаю по всей его хватке
Отважного сына Отчизны родной...
На войну Василий пошел добровольцем. Матери сказал как отрезал: “Не отговаривай! Буду проситься на фронт - вас с Иваном защищать. И Родину!” Не один месяц пороги военкомата обивал, а вышло так, что даже проститься не успел: с лесовоза (он работал в Иманском леспромхозе) - сразу на поезд.
Писал домой нечасто, больше от командования благодарственные треугольники почтальон приносил. В школе Василий недоучился - пришлось бросить, когда отца в 38-м как врага народа сослали в Сибирь, а старшего брата Дмитрия, который вступился за его честное имя, расстреляли по решению “тройки” (позже они были реабилитированы). Василий в семье остался за главного.
...Его хоронил весь город. За год с небольшим, что Василий Подкаура после демобилизации успел поработать в железнодорожной дистанции связи, на Иманском крупозаводе - бывшего фронтовика, непревзойденного гитариста, трудягу и удивительно чуткого, отзывчивого человека - про таких говорят “душа” - многие успели узнать и полюбить. И, наверное, не случайно именно он отправился на поиски метеорита, хотя был уже не совсем здоров. Его жизнь тоже была ярким всполохом. И хотелось, чтобы долгим был свет ее памяти.
На снимке (слева направо): мл. лейтенант Подкаура, ст. лейтенант Василевский, мл. лейтенант Маслов, лейтенант Таленьких, майор Хохлов.
Фото из семейного архива Ивана Подкауры.