Жуков по-прежнему в строю
Однофамилец великого полководца Евгений Александрович Жуков по-молодому порывист в движениях, по-командирски грохочет голос в тесной каюте госпитального судна “Обь”, которая является его рабочим кабинетом. Председатель профкома бригады сегодня, Жуков помнит войну с точностью до дня, до часа.
Горьковчанину Жене Жукову в 41-м исполнилось 16. Когда его пригласили в районный комитет комсомола и предложили поступить в диверсионную школу, немцы рвались под Москву. В Барвихе в срочном порядке обучали группы, в одну из которых и попал Евгений. Задание дали сразу - взорвать мост на местности. Несколько месяцев учебы - и 9 человек высадились в немецком тылу.
- И по сей день не пойму, было мне страшно или нет... - задумался Евгений Александрович. - Когда отправились первый раз в учебный полет - улыбка была до ушей, мальчишка, что вы хотите. Пролетали над деревней, думал, вот брошу кисет сверху, интересно, найду потом или нет? И когда летели уже на настоящее задание, линию фронта пересекали, трассами от пуль любовался. Чувство войны пришло позже...
Цена того моста была страшно велика. Немцы подтягивали силы к Сталинграду и усиленно контролировали все железнодорожные пути. К мосту привозили стариков и детей из окрестных сел, ставили на полотно: тех, на чьем участке случится диверсия, ждал расстрел.
...Задание было выполнено позже, когда с реки Болвы сошел лед. И как иногда бывает - запомнил больше всего Евгений Жуков не саму операцию, а моросящее, туманное утро, холод, пробирающий до костей, и как пытался согреться, прижавшись спиной к спине товарища.
Версты войны сменяли одна другую. После партизанского отряда разведка, потом фронт. На фронт Жуков попал, когда наша армия шла в наступление под Витебском. К тому времени войну он уже знал в лицо - от его пулеметной роты осталось четыре человека, от полка - 140. Ранение, госпиталь, снова фронт, рязанское военное стрелково-пулеметное училище им. Ворошилова.
В 1946 году Евгений Александрович был командирован в авиацию Тихоокеанского флота, которому отдал 30 лет. Но и сегодня подполковник Жуков в строю: профсоюзная работа, встречи в школах, подготовка к празднику - на все хватает и времени, и задора. Вот только гложет иногда обида, что нынешнее поколение считает фронтовиков просто льготниками, которые эти самые льготы получили непонятно за какие заслуги. Что им объяснять, если даже в последнем учебнике истории для средней школы Великая Отечественная, а значит, наша с вами война названа лишь второй мировой. Там есть Эйзенхауэр и нет полководца Жукова...
А Жуков был. И есть солдат Жуков. Вместе с другими фронтовиками 9 мая Евгений Александрович отметил еще раз День Великой Победы.