Окружение под селом N.
Как это часто бывает у газетчиков, в дорогу позвало тревожное письмо. Написали его пятеро предпринимателей из села Николаевка Партизанского района. Должен заметить,что не во всех туристических путеводителях указан этот населенный пункт.Тем не менее село это, расположенное у самой трассы Находка - Сергеевка, одно из самых крупных в Золотой долине южного Приморья. Здесь базируется воинская летная часть, постоянно несущая боевую службу. И летчики, и техники, их жены и потомство, и прочие жители Николаевки регулярно хотят есть и удовлетворять различные свои потребности. А посему ежедневно ходят в магазины, покупают продукты, другие товары.
Ведомственные амбиции могут стать причиной блокадного положения целого гарнизонаВ последнее время в потребительское сознание традиционно дисциплинированного населения села Н. закралось некоторое беспокойство. Впереди замаячила нерадостная перспектива товарной блокады. Этому и было посвящено письмо владельцев николаевских частных предприятий, или, как сейчас принято говорить, коммерсантов.
Из письма: “Мы, предприниматели Николаевки, в разное время от 3 до 8 лет арендовали пустующие помещения с целью создания торговой сети по снабжению товарами первой необходимости. На протяжении всех лет мы регулярно, без задержек, выплачивали арендную плату, необходимые платежи в районный бюджет, оплачивали счета за электроэнергию и коммунальные услуги. Параллельно с нами на территории гарнизона работает и государственная организация - отделение торговли 2767 (военторг)...
В то время (речь идет о 1994 годе. - Авт.) военторг прочно стоял на ногах (только его автопарк состоял из 40 машин), и слабые ростки коммерции ему конкуренции не составляли. Но уже с того времени начальник военторга начал работать в направлении на выживание коммерческой торговли из гарнизона. Но к началу 1998 года сложилась такая ситуация, что поставками основных товаров стала заниматься коммерческая торговля”.
Теперь в силу вступили неписаные законы конкурентной борьбы, в которой, как известно, все методы хороши. Но мы расскажем только о тех, что подтверждены документально. Тем более что в этой истории следует учитывать фактор субординации, практически полную зависимость подчиненных от начальства и прочую военную специфику.
В распоряжении редакции имеются копии некоторых писем и прочих документов, демонстрирующих непоследовательность флотского командования по отношению к снабжению гарнизона продуктами и товарами. Дело заключается в том, что предпринимателям поставили ультиматум - очевидно, им придется освободить арендуемые ими помещения. Самым, пожалуй, монументальным в этом смысле является приказ командующего Краснознаменным Тихоокеанским флотом № 604 от 26 октября 1998 года, именуемый “О мерах по выполнению приказа МО РФ от 25 сентября 1998 г. “О создании единой системы военной торговли”. Что касается николаевцев, то для них режущим по желудку оказался пункт 3 этого приказа:
“Командирам соединений, объединений и воинских частей категорически запретить размещение на территории военных городков, воинских частей и подразделений каких-либо коммерческих структур, а там, где они есть, - немедленно закрыть”.
Такая вот военно-морская “шутка”. Похоже, наши военные до сих пор не уяснили, что жить им нужно в правовом государстве, и коммерсанты вправе подать в суд, ежели их будут закрывать “немедленно”! Но корреспондента “В” в большей степени интересовал другой вопрос: как подобное решение реально отразится на жизни местного народонаселения, во благо ли людям такие, с позволения сказать, реформы?
Теперь, наверное, будет уместно небольшое отступление, касающееся классового характера происходящих событий. Современная обывательская ментальность предписывает относиться к коммерсантам как к рвачам, мошенникам, паразитам, присосавшимся к исхудалому телу российского трудяги. В Николаевке это правило не срабатывает. Дело в том, что здесь, на достаточно ограниченном и закрытом жизненном пространстве, каждый человек как на ладони. Предпринимателей в городке всего несколько человек, из них большинство - бывшие военнослужащие, знающие цену офицерским звездам и чтущие воинские традиции.
Заместитель командира части по воспитательной работе Николай Соломин рассказал мне историю двухлетней давности. Пришло к ним пополнение молодых лейтенантов, а тут задержка денежного довольствия. На голодный желудок много не налетаешь... Отцы-командиры обратились к владельцам частных магазинов, и те ничтоже сумняшеся завели для голодных офицеров специальные тетрадки и давали продукты в долг. Ситуация потом, как говорится, стабилизировалась, а самодеятельная коммерческая “служба тыла” только укрепила свой авторитет. С другой стороны, этот случай еще раз подтвердил, что рассчитывать на формальную военную торговую организацию в такой ситуации особенно не приходится.
В беседах с жителями поселка не раз приходилось слышать претензии в адрес местного военторга, но почти каждый раз мне говорили: только не называйте мою фамилию, у мужа могут быть неприятности на службе...
Тогда я сам отправился в магазин военторга № 21, что в центре Николаевки. Пустоту на прилавках завмаг Ольга Ворожцова объяснила просто: после мартовских праздников (разговор происходил именно в это время) “словно Мамай прошел, ждем поступления товаров”. А посему, например, целая витрина была занята резиновыми шариками производства Мексики по 3.50 за штуку. Простенький мыльный крем для бритья российского производства, который в расположенном неподалеку магазине предпринимателя Виктора Самарина продавался за 6 рублей 50 копеек, здесь потянул на 8.30. Больше, собственно, сравнивать было не с чем - военторговский ассортимент скуден и непритязателен. Объяснялось это особенностями военного ведомства, где все расписано и регламентировано свыше. Но разве это утешит покупателя?
Может быть, в гарнизоне действительно завелась “пятая колонна” торговцев, подрывающих нашу обороноспособность и финансовую состоятельность государства? По этому поводу я обратился к заведующему торговым отделом администрации Партизанского района Александру Зуйко. Он сообщил корреспонденту, что претензий особых нет. То есть задолжниками николаевцы никогда не были, нарушителей правил торговли среди них нет. А на вопрос, сможет ли военторг в случае безусловного выполнения приказа о закрытии коммерческих магазинов на территории гарнизона эффективно (то есть на благо населения) использовать освобождающиеся площади, Александр Владимирович ответил отрицательно - не сможет. Это удар по населению, если удалить из городка вольных от командно-административной системы конкурентов, военторг наверняка поднимет цены. Что ж, логично. Но не радостно.
Отдел торговли администрации Партизанского района еще 5 октября прошлого года направил запрос в службу тыла ТОФ, но разъяснений по поводу складывающейся ситуации не получил. Тогда 1 февраля аналогичный запрос был направлен командующему флотом.
В Николаевке довелось побеседовать и с начальником отдела морской инженерной службы (ОМИС) Зиновием Иваницким.
- Я человек военный, - говорил он, - и должен выполнять приказ. Была комиссия, и я докладывал свое мнение. Вы только сравните ассортимент продуктов в военторге и коммерческих магазинах - сразу видно, что у предпринимателей лучше.
Инженер ОМИС по аренде Надежда Тихонова поддержала своего начальника:
- У нас была встреча по поводу приезда высокого начальства, и на собрании все выступали за то, чтобы остался и военторг, и “комки”. Пусть победит здоровая конкуренция...
Теперь о конкурентах. Корреспондент “В” встретился с исполняющей на тот момент обязанности начальника николаевского военторга Ириной Кулешовой и главным бухгалтером этой организации Тамарой Разиной. В первую очередь журналиста интересовало, как в случае “полного окружения и нейтрализации” конкурентов эта торговая организации будет закрывать образовавшуюся брешь в микроэкономике городка. Как было сказано, планируется открыть продовольственный магазин в пустующей пристройке к торговому центру. Второе: после ремонта откроется столовая, которая сейчас находится в неприглядном состоянии - сам убедился. На прежде пустующих площадях у самого КПП откроют продовольственный магазин. Четвертое: на улице Суханова в Николаевке после реконструкции помещения будут изготавливать макаронные изделия по особой технологии.
Но все это в будущем. И тут стоит вспомнить тех лейтенантов, который запросили еды в первый же день пребывания в гарнизоне. Так что будущее будущим, но зачем уничтожать то, что уже реально существует? Тем более что перспектива создания или возрождения эффективной единой системы военной торговли призрачна и туманна. Может, не стоит пока табуретки ломать?
И последнее отступление - из разряда воспоминаний. Родители мои до самой пенсии проработали в “оборонке” и, значит, пользовались тогдашними благами военной торговли. В те времена, именуемые застоем, именно в магазинах военторга можно было купить приличные вещи, хорошие продукты, отличные книги. На память о том времени остались у моего отца неплохая библиотека “Воениздата” да отличные “Командирские” часы, подарочные. Дай бог, чтобы система эта поднялась до прежнего уровня и выше. Но только не унтерпришибеевскими методами.