Когда уйдем со школьного двора?

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Было время - на свидетельствах об окончании средней школы писали: аттестат зрелости. Судя по готовящейся реформе, “зрелость” будет теперь наступать позже. Российская академия образования планирует в ближайшее время определить территории, где с 2000 года начнется эксперимент по переходу на 12-летнее обучение, а с 2005 года на него должны перейти примерно 50 процентов школ страны. О плюсах и минусах реформы корреспондент “В” беседует с заведующей кафедрой педагогики и психологии ДВГУ, кандидатом педагогических наук, доцентом Галиной МИХИНОЙ.

- Галина Борисовна, можете объяснить, с чем все-таки связана очередная реформа? Неужели престиж нашего образования пошатнулся?

- Не волнуйтесь, уровень подготовки наших школьников по-прежнему высок. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что российские школьники, как и раньше, становятся победителями всевозможных олимпиад, а в Америке больше 80 процентов рабочих мест, связанных с программированием, занимают выпускники наших школ. Дело в другом. Не забывайте об информационном буме, а к концу тысячелетия можно уже говорить об информационном взрыве. Удвоение знаний впервые произошло в ХVIII веке, затем - к началу ХХ, еще раз - в 50-е годы. Сейчас есть профессии, где знания устаревают за год, а то и за полгода. Школа вынуждена идти по пути интенсификации, но силы ребенка не безграничны. Программу начальной школы теперь могут усвоить лишь наиболее подготовленные дети, а реализовать - наиболее подготовленные учителя. Обучение связано с такими перегрузками, что это сказывается на здоровье детей. Система дошкольного детского образования практически разрушена. Если раньше в школу приходили в основном те, кто посещал детсад, то теперь безработным мамам выгоднее держать ребенка дома. Подготовить же его к школе они, как правило, не в состоянии. Россия будет постепенно терять первые позиции в просвещении. Кроме того, не надо забывать, что школы обеспечивают стабильность общества в плане криминала. Согласитесь, что кривая преступности начинает расти именно летом, когда подростки на каникулах. Так же, как кривая травматизма. Нужно помнить и о том, что с начала 90-х годов резко упала рождаемость, в ближайшее время учеников станет меньше. Тогда государство столкнется с необходимостью сокращения учителей, которых в настоящее время в России около полутора миллионов. Проблема безработицы станет катастрофической.

- За 12 лет в ребенка попытаются вложить еще больше знаний?

- Нагрузка нарастать будет неизбежно, но при 12-летнем обучении не столь лавинообразно, как происходит сейчас. Ныне мифическая погоня за скоростью (чтения, письма) очень травматична для ребенка, такая гонка наносит вред здоровью. Если в Америке у детей есть время на занятия физкультурой каждый день, то наши занимаются ею лишь 2 раза в неделю. Школы же вводят все новые и новые дополнительные дисциплины. Дети постоянно находятся в классах, нарастает гиподинамия. А учителя? Эта профессия - одна из самых энергозатратных. Педагог должен успевать восстанавливаться. При той нагрузке, которую он вынужден нести сегодня, это практически невозможно. Реформа предполагает сокращение нагрузки учителей без уменьшения зарплаты, то есть она будет осуществляться при тех же бюджетных процентах. Конечно, они катастрофически недостаточны. По заключению ЮНЕСКО, если государство тратит на образование меньше 10 процентов, можно говорить о нанесении громадного ущерба национальной безопасности. У нас этих процентов около трех. В этой ситуации реформа неизбежна.

- Но при этом получается, что оканчивать школу будет уже взрослый человек...

- Очевидно, у нас все же будет обязательная базовая 10-летняя школа плюс еще 2 года профориентации, развития способностей детей по направлениям. Ныне традиционно считается, что школа и вуз готовят к жизни. На самом деле ребенок живет уже сейчас. Чем быстрее он достигнет социальной зрелости, тем лучше. А произойдет это лишь в том случае, когда он сам сможет осознанно определить свой жизненный путь, без сценария родителей. Произойдет же это именно за 2 дополнительных года.

- И сразу в армию.

- Идея обязательной службы уходит, предполагается контрактная система, когда человек идет служить добровольно. К тому времени, когда появятся первые выпускники 12-леток, армия будет другая.

- Вы в это верите?

- В данном случае я говорю о концепции государства. Но оно у нас столь непредсказуемо, что уверенным в чем-то быть невозможно.

- Галина Борисовна, уже сейчас много говорят о раннем сексуальном развитии подростков. Что будет в школе, когда учиться в ней будут почти взрослые люди?

- Мне очень нравится подход к проблеме сексуального развития Макаренко и Сухомлинского. Они рассматривают его как составную часть нравственного воспитания. Смысл в том, что важен не просто секс, а любовь, которая предполагает заботу, бережное отношение к другому человеку. Это в традициях нашей культуры. На воспитание не надо много времени, мы все в этом бульоне варимся. При этом сам учитель должен нести все самое высокое, светлое, жить по очень строгим стандартам относительно самого себя. Воспитывать своим видом, взглядом, словом, походкой. Но это уже проблема подготовки педагогических кадров. Уйдут из школы непригодные люди, придут профессионалы - все будет нормально и в этом плане.

- Давайте все же попытаемся конкретно сформулировать - почему необходима 12-летняя школа?

- Она будет способствовать более точной профессиональной ориентации, повышению уровня и качества подготовленности к освоению выбранной профессии, поможет детям лучше адаптироваться к современным условиям жизни, уменьшит недельную учебную нагрузку, что положительно скажется на здоровье детей, а также поможет готовить более сознательных и зрелых граждан, что повлечет за собой снижение уровня преступности и числа безработных.

- Значит, вы “за” очередную реформу?

- Да. Меньше станет разочарований, трагедий и ошибок. Это хорошо для каждого конкретного человека и менее затратно для государства.