Детдома растут как после войны
Можно смело говорить о том, что сиротство в России приняло угрожающие масштабы. Несмотря на многократно выросшее число детских домов, мест в них не хватает и “выявленные” дети, нуждающиеся в попечительстве государства, по полгода ждут, когда же появится вакансия
Самое страшное в этой ситуации то, что только 1 из 10 детей, находящихся под опекой государства, является настоящим сиротой. У остальных есть родители, которые либо находятся в местах не столь отдаленных, либо лишены своих родительских прав за пьянство-наркоманию. Еще сиротами при живых родителях становятся прямо в роддоме, когда мама пишет отказную на свое чадо.
И как бы мы ни ругали нынче нашу власть, но только ее стараниями эти дети не остаются один на один с миром, имеют возможность закончить школу, получить профессию.
О том, что же делается для детей-сирот в Приморье, рассказывает заместитель начальника краевого управления народного образования Сергей Пикин:
- Для нас работа с детьми, находящимися под опекой государства, в числе приоритетных направлений. За последние 10 лет изрядно увеличилось количество учреждений, где живут и воспитываются сироты. Если в 93-м в крае было всего 8 детских домов и там воспитывались 876 детей, то сегодня это 31 детский дом, 2 школы-интерната и 10 социально-реабилитационных центров, где проживают 3683 ребенка.
С 1987 года практикуется такая форма опеки, как приемные семьи. К сожалению, она не слишком распространена - в Приморье таких семей всего 10.
- А как финансируются детские дома - при нашем-то дефицитном бюджете...
- Краевой бюджет строится по образу и подобию федерального, который вот уже 5 лет не планирует расходы на мягкий инвентарь, одежду и оборудование для детских домов. Деньги предусмотрены только на питание воспитанников, все остальное отдано на откуп регионам. Поэтому в крае введен однопроцентный сбор с предприятий на нужды народного образования. Из этих денег и покупается все необходимое для детей. Правда, краевая дума, в связи с введением налога с продаж, намерена его отменить.
В каждом детском доме есть свой попечительский совет, куда входят представители работающих предприятий, имеющих реальную возможность оказывать помощь, - что-то вроде шефов в былые времена. Их стараниями и решаются многие проблемы детских домов. Однако опять же наша краевая дума не желает ввести хоть какие-то налоговые льготы для тех, кто занимается благотворительностью. Получается абсурд - человек, безвозмездно оказывающий помощь, должен еще и заплатить за это круглую сумму.
Конечно, детские дома пытаются и сами себя обеспечивать. Как сегодня не найти семью без дачи, так и не найти детдома без подсобного хозяйства. Оттуда у детей свежая зелень, овощи. Со своих огородов делают запасы на зиму. Но и здесь могут возникнуть проблемы: если у “старых” учреждений такого рода все было обустроено еще при строительстве - отведен участок, оформлены все права на него, то у новых приходится все делать самим - получать бумаги и справки, за которые, кстати, тоже нужно платить. А ведь подсобное хозяйство - это не просто огород, это еще и важная часть воспитательного процесса.
- Ребенок живет в детском доме до тех пор, пока не закончит школу. Как в дальнейшем складывается судьба воспитанников?
- 80 процентов наших выпускников поступают в профессионально-технические училища. Однако сейчас далеко не в каждом из них есть условия, подходящие для наших ребят. Главная проблема - общежитие. Во многих учебных заведениях их просто нет. Так что, выбирая, где получать профессию, приходится учитывать и это.
Но диплом об окончании ПТУ - это еще не гарантия, что молодой человек найдет себе работу. А потому губернатором принято специальное постановление, согласно которому выпускники детских домов идут учиться только на те специальности, на которые учебное заведение имеет заказ. Практикуется и квотирование рабочих мест для наших детей.
Связь ребенка с его детским домом продолжается еще долго после того, как он из него “вырастет”. Ведь это - та же семья, только большая. Воспитатели любят и помнят своих детей и долго поддерживают с ними связь. Отправляя ребенка “в жизнь”, ему собирают приданое - одежду, обувь, канцелярские принадлежности.
Кстати, времена, когда все детдомовцы одевались в одном магазине, прошли. Сейчас ребята вместе со своим воспитателем сами идут на рынок и покупают те вещи, которые им нравятся.
- Кроме материальной поддержки в чем нуждаются воспитанники детских домов?
- Несмотря на то, что ребята постоянно находятся в большом коллективе, они испытывают дефицит общения. В связи с этим хочется сказать о такой форме работы с детьми, как семейный патронаж. Это когда ребенка берут пожить в семью на месяц-другой, обычно во время каникул. За это время он получает колоссальный опыт - видит, как планируется семейный бюджет, как строятся взаимоотношения между мужем и женой, родителями и детьми. Никакой педагог научить этому не сможет.
- Сергей Михайлович, сироты при живых родителях - это лишь следствие того, что происходит сейчас в обществе. Возможно ли как-то предупреждать эту опасную тенденцию?
- В идеале для этого нужно решить такие проблемы, как безработица, падение жизненного уровня. Работа эта - не на один десяток лет. Однако сидеть сложа руки не стоит. Главное - всеми силами стараться сохранить семью. Раньше, при советской власти, такая работа велась - на родителей, которые не занимались воспитанием детей, влияли профсоюзы, руководители предприятий, товарищеские суды. Сейчас никому до этого дела нет. Директора какого-нибудь ООО совершенно не волнует, что творится в семье его работника. А ведь заброшенный ребенок, вполне возможно, через несколько лет ограбит этого же директора...
Лишать родительских прав нужно в крайних случаях, когда будет использован последний шанс сохранить семью.