“Тришкин кафтан” наших дорог
Строительство и расширение дорог во Владивостоке, безусловно, можно только приветствовать. Однако хочется, чтобы не повторялись ошибки бывшей мэрии, привлекавшей к этой работе первых попавшихся специалистов - например, мосты и переходы проектировали сотрудники “Приморгражданпроекта”, а техническое руководство строительством осуществлял лично мэр. Как результат - нелепые развилки на Баляева и Гоголя, бездействующие переходы. Это пример того, как не надо строить.
Сейчас стоит вопрос о реконструкции путепровода на Некрасовской. Хотелось бы поделиться некоторыми мыслями по этому поводу. Этот путепровод был введен в эксплуатацию в ноябре-декабре 1963 года. Его проектирование (кажется, им занимался “Ленгипротранс”) и строительство осуществлялись по новейшим в то время техническим условиям, а реконструкция (капитальный ремонт) предполагалась в 2000 году. Намечались и основные направления обходов, которые, как видно сейчас, проектировщики “Приморгражданпроекта” не учли при возведении микрорайона на Первой Речке.
Говорят, что в настоящее время есть решения по реконструкции путепровода. Но не будут ли они напоминать метод “тришкина кафтана”? После расширения этого участка как быть с автотрассой в районах фабрики “Заря”, Седанки, Садгорода и т. д.? Там уже сейчас на скорости около 100 км/час проносится свыше 140 машин в минуту. При увеличении проезжей части за счет тротуаров как быть с пешеходами? Хотелось бы сказать о путепроводе к морскому вокзалу. Его пролетные строения изготовлены в 63-64-м годах на полигоне мостопоезда № 418 в Лесозаводске в соответствии с действующими тогда условиями из пескогравия с добавлением щебня, что неприемлемо для Приморья. Уверен, что сейчас эти пролеты находятся в аварийном состоянии.
На мой взгляд, проблемы транспортных развязок Владивостока нужно решать комплексно и к их решению привлекать специалистов, имеющих опыт подобной работы. Не в обиду будь сказано, но “Приморгражданпроект” к мостам никогда никакого отношения не имел, а хабаровские “Гипродорнии” и “Дальгипротранс” занимались в основном мостами и путепроводами вне населенных пунктов, где требования эстетики, удобства пешеходов и движение городского электротранспорта вообще не принимались во внимание. Неопытность проявилась в возведении путепроводов на Баляева и Гоголя, моста в районе Спортивной, подземных переходов у остановок “Школьная” и “Покровский парк”.
Знаниями и опытом обладают проектные институты Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, по проектам которых построены тысячи городских мостов, путепроводов и развязок на всей территории бывшего Союза, во всех наших мегаполисах и в городах с горным рельефом. Во всем мире стараются большую часть транспорта из центра города убрать. Наша мэрия в свое время, наоборот, увлеклась строительством переходов и путепроводов именно в центральной части. Нам же в первую очередь надо разгрузить трассу от фабрики “Заря” до поселка Угловое. Для этого следует взяться за строительство и реконструкцию автодороги Артем - бухта Лазурная - Владивосток (с выходом к фарфоровому заводу и устройством развязки в районе ТЭЦ-2: бухта Тихая - 71-й микрорайон). Это строительство, учитывая опыт реконструкции автодороги Владивосток - аэропорт, займет не так уж много времени.
Кроме того, выходом из сложившейся ситуации может стать и организация паромных переправ. Во многих странах Средиземноморья и Балтики работают тысячи паромов, даже там, где есть мосты или тоннели под толщей воды. Почему у нас паромы ходят лишь от 36-го причала до Чуркина или на один из островов? Почему бы не пустить паромы (с массовой перевозкой автомобилей) по направлению к Садгороду или от Эгершельда к бухте Тихой? Возникает вопрос - где взять деньги? Можно, к примеру, сделать платным проезд по дороге Владивосток - фарфоровый завод - бухта Лазурная - Артем. Реконструкция этой дороги особых трудностей не представляет - больших мостов не нужно, сквозной проезд есть и сейчас. Окупится же она за 6-8 лет, а затраты понадобятся меньшие, чем для строительства моста через бухту Золотой Рог. Думаю, и инвесторов, даже из числа иностранцев, найти будет нетрудно.
С паромами тоже особых проблем не должно возникнуть. Под них можно переоборудовать на “Дальзаводе” десятки не нужных ныне ТОФ малых десантных кораблей. Работа для дальзаводчан знакомая. Продавать паромы завод может в рассрочку. Потенциальных инвесторов этот проект тоже должен заинтересовать. Конечно, предварительно следует посоветоваться с военными - и по поводу десантных судов, и по поводу маршрутов.
Затронутые мною вопросы, конечно же, надо обсуждать. И в конце концов принять решение. Главное - не сидеть у моря в ожидании погоды, то есть не ждать несуществующих денег для решения транспортных проблем нашего города.