Не всякий сочинитель - композитор
Секретариат Союза композиторов России учредил во Владивостоке свое представительство, которое возглавил Александр Гончаренко. Кроме творческой работы на него возложена важная миссия воспитания музыкальной культуры не только у населения Приморского края в целом, но и в среде самодеятельных исполнителей и создателей музыкальных произведений.
- И в том есть настоятельная необходимость, - считает Александр Терентьевич, - ибо мы сегодня живем в условиях хаоса - политического, экономического, образовательного и в том числе музыкального. Как любой спекулянт нынче вправе называть себя предпринимателем, так и всякий музыкант, способный придумать мелодию, начинает примерять на себя лавры композитора.
Но ведь не каждый, умеющий рифмовать строки, считается поэтом. Так почему же такое возможно в музыке? Да потому, что процесс этот пущен на самотек, и сочинители многих песен сомнительного свойства получили за свои или спонсорские деньги свободный доступ к самой широкой аудитории, приучая ее к восприятию низкопробных однодневок. Мало того, и в оценке такого творчества средства массовой информации опираются не на мнение профессионалов, а на дилетантские суждения репортеров типа нравится - не нравится. Да простят меня журналисты, но такой подход культивирует в читателях музыкальное невежество. И какие после этого у людей могут быть сомнения в качестве предлагаемой ему музыки - ведь она создана “композиторами”. Взять хотя бы распространяемые в последнее время по Владивостоку разного рода, с позволения сказать, песни на злобу дня. Ведь, кроме конъюнктурщины, других достоинств в них не найдешь днем с огнем.
- Но разве не может талантливый человек с музыкальным образованием написать хорошее произведение?
- Вполне. И пишут, и многие достойны всяческой похвалы, и даже могут называться композиторами, но только с обязательным уточнением - самодеятельными! Потому что профессиональное композиторство основано на специальном образовании, знании законов гармонии и широчайшей музыкальной эрудиции. Этому даже талантливые люди учатся в консерваториях не один год. Их творчество совершенно оригинально и без всякого намека на плагиат, чем часто грешат любители. Поэтому у нас так малочислен Союз композиторов по сравнению с другими творческими союзами, что слишком большие требования предъявляются к профессионалам.
- Вернемся к нашим талантам...
- Да, среди местных авторов есть безусловно талантливые люди, но композиторами в полном смысле слова они называться не могут не только потому, что не имеют специального образования, но и потому, что в силу этого не достигли профессиональных высот. Вы думаете, я не представлял в нашем Союзе кандидатуры некоторых самодеятельных композиторов - Анатолия Тихонова, Николая Горлача или Анатолия Калекина? Они пишут много, работают плодотворно. Но за одни только песни, пусть даже гениальные и часто исполняемые на местных сценах, в Союз композиторов не принимают. Для этого кроме таланта нужны специальные знания, позволяющие творить в разных жанрах музыкального искусства.
Я не против того, чтобы способные люди сочиняли песни и другие произведения. Но вещи нужно называть своими именами, и зерна всегда необходимо отделять от плевел. А то ведь так и будем всю оставшуюся жизнь напевать: “Ты отказала мне два раза...”, полагая, что это и есть настоящая музыка, а никакое не пошлое шарлатанство.
Такого рода муть и пишут в основном самодеятельные авторы, сами себя называющие высоким словом композитор.
- И все же хотим мы этого или нет, творческий порыв музыкантов не остановить, и они будут сочинять, штурмуя композиторские высоты.
- Это же замечательно. Я тоже начинал как любитель, но не стеснялся показывать свои сочинения профессионалам и опытным коллегам, старался прислушиваться к критическим замечаниям. Именно так и должен расти будущий маэстро. А личные амбиции и “звездная болезнь” - самые страшные враги творческого роста.
У нас среди композиторов-любителей есть много талантливых и перспективных: Николай Горлач, автор оперы, оперетты, многих инструментальных и вокальных произведений, Николай Губин, написавший прекрасные и широко известные песни “Уходит сейнер”, “Метель вишневая” и другие. Большие надежды подают наши молодые композиторы Вадим Машко из Большого Камня и Вячеслав Гаврилко из Шмаковки, имеющие специальное консерваторское образование. Плодотворно работают Юрий Корсунский, Альбина Басова, Константин Селиванов, Сергей Белоусов, Владимир Зюзюлев и другие. У них есть все возможности стать хорошими профессионалами. Но пока они считаются самодеятельными авторами, и это их ничуть не смущает.
Представительство Союза композиторов России во Владивостоке наряду с профессиональной работой будет вести и просветительскую деятельность, ставя заслон музыкальной халтуре.