Танцуй, душа!
Детский хореографический ансамбль “Плясунья” под руководством Марины Чика представлять не надо. В дни концертов, которые дает коллектив, в актовом зале центра детского и юношеского творчества негде яблоку упасть. Последний концерт “Плясуньи”, который завершил весенние каникулы, не исключение. И все же он был особенным: яркое представление, показанное юными танцорами, стало настоящим праздником и одновременно частью дипломной работы их руководителя. Но праздник невозможен без будней, наполненных кропотливым ежедневным трудом
- Руководитель ансамбля, хореограф и одновременно студентка... Марина Васильевна, как вам удавалось совмещать все эти занятия? Ведь ансамбль регулярно дает концерты.
- Это выступление плановое. Мы каждую весну показываем, к чему мы пришли за год, делаем своеобразный творческий отчет. Но этот концерт был необычным и очень значимым для меня: я пять лет училась заочно на балетмейстерском отделении Санкт-Петербургского университета профсоюзов. Концертная программа была очень насыщенной: мы показали зрителям 23 номера - сюжетные, сольные и массовые танцы народов мира. Мой педагог, профессор хореографии Юрий Громов, который приехал специально принять практическую часть экзамена, сказал, что я уверенно заработала свой диплом.
А совмещать несколько занятий мне не привыкать. Когда ансамбль начинал свою жизнь, я тоже была едина во всех лицах - костюмер, балетмейстер, педагог, хореограф... В следующем году мы отметим 15-летие, и сегодня в “Плясунье” небольшой, но сплоченный коллектив.
- За 14 лет наша действительность стала другой. Многие считают, что сегодня не до танцев. А ваше мнение на этот счет?
- Конечно, жить сейчас непросто. И “Плясунье” в том числе. Безумно дорого стоит постановка новых танцев, астрономические суммы уходят на костюмы. Например, в сюите “Зимушка” заняты 42 человека разных возрастов, и каждому мы заказывали соответствующий костюм. Если поначалу на это была предусмотрена расходная статья в бюджете народного образования, то сегодня мы ищем деньги сами - зарабатываем собственными ногами (даем концерты), ищем спонсоров, помогают родители. Но даже учитывая все это, я не представляю, как можно жить, думая только о финансах. Человеку плохо - он поет грустные песни, хорошо - веселые. Без этого нельзя.
- Изменилось ли ваше кредо - в “Плясунье” может танцевать каждый?
- Нет. Я по-прежнему не выбираю детей по физическим данным. Принимаю всех, кто хочет танцевать. Многие считают, что это мешает быть высоким уровню ансамбля. К примеру, Васютин жесткие требования предъявляет к физическим данным, в детский балетный театр-студию тоже берут не всех. Это понять можно. Но куда деваться остальным, скажите пожалуйста? Мы берем всех детей, работаем со всеми, другое дело, что тем, у кого данные не блестящие, приходится трудиться, трудиться и трудиться. Но они этому только рады, поверьте. Есть прекрасные тому доказательства. С четырех лет занимается у нас Аня Ясинская. Мама привела ее с дефектом зрения, очень просила взять девочку. Сегодня Ане 16 лет - желание танцевать огромное. И именно про нее сказал Громов на концерте: “Вот душа танцует!”
Для детей “Плясунья” становится вторым домом. Приходят в пять лет, а уходят по окончании школы. С некоторыми не расстаемся даже когда они начинают учиться в вузе. Надя Смольская, Наташа Щербак учатся на первом курсе университета. Женя Трофимова, учась в университете, создала кружок танца и ведет его.
Сегодня в коллективе занимается около 200 человек. Ежедневные репетиции, подготовка к концертам, летом - лагерь отдыха, все это, конечно, сплачивает.
- Репертуар ансамбля говорит о его жизнеспособности. Пополняется он новыми постановками, значит, коллектив активно трудится, развивается. Чем сегодня удивляете зрителя вы?
- В основном исполняем танцы народов мира. Это русские, танцы республик бывшего Советского Союза, любят дети испанские танцы - они яркие, темпераментные, очень красивые костюмы. Только что я поставила “Сегидилью” из балета “Дон Кихот” Минкуса. А вообще в репертуаре “Плясуньи” 30 номеров. И очень много замыслов ждут воплощения. Теоретическая часть моего диплома представляет собой либретто по мотивам итальянских рассказов Максима Горького. Это одноактный балет, который я назвала “Ночь”. Конечно, через какое-то время его обязательно увидит зритель. Наши танцы очень любят за границей, “Плясунью” часто приглашают в Америку, Японию, Китай.
- Марина Васильевна, ансамбль почти 10 лет носит звание народного, вы защитили диплом - достигнуто многое. О чем вы мечтаете?
- На концерте мой педагог назвал наш ансамбль театром танца. Я хочу, чтобы это название воплотилось в буквальном смысле и “Плясунья” действительно стала театром народно-сценического танца.