Владимир Курилов: вспоминая будущее

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Меня иногда спрашивают: каким вы видите университет XXI века? Ответ для себя я нашел давно. Он - в прошлом и будущем. Есть в нашей жизни и науке такая категория: “изменения”. Отрицательные - войны, стихийные бедствия, экономические потрясения. И положительные, “цивилизационные” - двигающие человечество вперед. Это новые открытия, знания, элементы прогресса. А есть категории нетленные. Те постулаты, которые, возникнув однажды, навсегда остались с человечеством. Я говорю о вечных, вселенских ценностях. Они - как художественные шедевры. Поразившись один раз, мы потом снова и снова возвращаемся к ним. И каждый раз наше восприятие обогащается новым.

Так устроена жизнь. И в этом я вижу суть существования классических университетов. С одной стороны, сохранение здорового консерватизма, вековых университетских традиций вне зависимости от смены эпох и режимов. Вечные хранилища знаний и атланты цивилизации. С другой - открытость и виртуальность, сверхновые технологии и неумолимый прогресс, мировые информационные базы и самые неожиданные открытия. В этой диалектике, на мой взгляд, и есть будущее альма-матер.

Многим в это трудно поверить. Но это если смотреть на наше высшее образование сейчас, в не самые легкие времена. В России сейчас 587 государственных и 334 негосударственных вуза с контингентом студентов 3,3 млн. человек в государственных и 250,7 тысячи человек в негосударственных. Особенно непросто первым. Они несут груз того, что всегда должны были развивать: фундаментальные образование и науку. И продолжают и сейчас поддерживать необходимые обществу, но непрестижные пока специальности и научные направления. Коммерческие вузы развивают лишь то, что выгодно сегодня.

В бюджете прошлого года на образование было затребовано министерством 55 млн. рублей. Выделено было в 3 раза меньше, да и то эту сумму секвестрировали на 15 процентов. В марте я был на коллегии министерства высшего образования, где выступала вице-премьер Валентина Матвиенко. Она предупредила - думайте, как выживать без господдержки. Потому что в бюджете-99 выделенная на образование цифра лишь формально чуть больше прошлогодней. На деле же из-за падения курса рубля средств еще меньше. Но не все так плохо. Даже оставшись одни, без господдержки, многие вузы ищут свои пути, преодолевают преграды. Тем более что в последнее время внимание к образованию в нашей стране со стороны правительства вновь почувствовалось. А появись сейчас еще и финансовая поддержка - пойдет стремительное развитие. Надо сделать все, чтобы неминуемая коммерциализация образования еще сильнее не ударила по нашим студентам и их родителям, коллективу - это сейчас меня больше всего заботит.

Нам в ДВГУ, пожалуй, легче, чем многим другим вузам. Потому что за последние годы были заложены такие основы, получена такая поддержка, достигнута такая кооперация в международном плане, которые помогают развиваться. Сегодня, спустя 9 лет как меня выбрали ректором, вспоминая, как все начиналось и задумывалось, реализовывалось, понимаешь: сохранить наш потенциал, наши традиции, коллектив, престиж, имя получилось потому, что мы сумели заглянуть в будущее и двигались туда настойчиво и смело. И сейчас у нас не может быть другого курса. Мы делаем это, потому что работаем на государственные интересы. Министерская аттестационная комиссия, которая побывала у нас в прошлом октябре, публично заявила о том, что ДВГУ относится к числу лучших классических университетов России.

К осени у нас будет уже более 17 тысяч студентов. За последние годы количество специальностей увеличилось с 16 до 40, а аспирантских - с 26 до 62. Число факультетов утроилось. Аспирантов стало в 10 раз больше. Университетские площади увеличились в 3 раза. Все это произошло благодаря автономии и самостоятельности, которые заложены в законодательстве о высшем образовании. В то же время госуниверситет, хотя и является федеральной структурой, не может жить изолированно от той среды, где он находится. Поэтому результаты не могли бы быть такими впечатляющими без взаимопонимания и поддержки ДВГУ со стороны руководства Приморского края.

Прорыв

Избрание на должность ректора поставило передо мной вопрос: как и к каким ценностям вести университет? Учитывал самые разные плюсы и минусы и пришел к выводу, что начинать надо с интернационализации университета и, в частности, с жемчужины университета - востоковедения. Это всегда отличало наш вуз от других. С востоковедения университет начинался. И тогда принял решение о разделении восточного факультета. С тем чтобы создать в хорошем смысле изолированные прямые контакты со странами, чей язык преподается, чья культура и история пропагандируется. Сейчас ясно, что это решение было верным, хотя тогда нашлось немало противников.

Дальше надо было объяснить нашим соседям по Азиатско-Тихоокеанскому региону их заинтересованность в работе ДВГУ и предложить им возможности реализации сотрудничества. Первым выбрал корейское направление еще до официального установления дипломатических отношений с Республикой Корея. Встречался со многими влиятельными и заинтересованными людьми в Южной Корее, а как член ассоциации президентов университетов стран АТР - даже с президентом этой страны. Говорил о развитии корееведения в университете. Контакты тогда между нашими странами только налаживались, и мы убеждали соседей в том, что скоро понадобится много людей, которые бы знали наши языки и помогали сотрудничеству. Несколько лет понадобилось, чтобы случилась моя встреча с Чанг Чи Хеком - бизнесменом, руководителем группы предприятий КОХАП, образованнейшим человеком. Сыграло здесь свою роль и то, что до революции его отец некоторое время жил и работал во Владивостоке. Мы предложили реализовать идею создания крупного корейского центра в университете. Было несколько встреч, переговоров, и родилась идея строительства здания для высшего колледжа корееведения с тремя факультетами и научной составляющей. И вот, когда многие детали уже были оговорены и группа специалистов приехала во Владивосток подписывать договор, возник один вопрос. Кто будет выступать гарантом, как застраховать будущую инвестицию? Мы, конечно же, ожидали такого поворота. Поэтому еще раньше, когда проходили заседания ассоциации по российско-корейскому сотрудничеству, которую возглавляют Чанг Чи Хек и наш губернатор Евгений Наздратенко, просили губернатора поддержать идею. Ведь после строительства колледж должен был быть безвозмездно передан в дар университету, а значит, и государству. И Наздратенко заверил нашего инвестора, что все, что будет делаться в этом направлении, будет использовано по целевому назначению. Он выступил гарантом.

Вот тогда мы и напомнили приехавшей подписывать договор группе о губернаторской гарантии. После этого за 10 месяцев мы построили и оснастили колледж, а на церемонии открытия 2 октября 1995 года вместе с корейцами и нами с полным правом ленточку перерезал и губернатор. Сейчас Высший колледж корееведения оценивается их специалистами как лучшее в мире учебное заведение по корееведению за пределами Южной Кореи. Университет, Приморский край, страна получили в результате этого проекта первую и пока единственную до конца реализованную инвестицию Республики Корея в России в области высшего образования.

Государственное решение

А вот пример того, как власть может поддержать образование и науку на своей территории. Речь идет о тех самых площадях, аудиториях, библиотеках, научных лабораториях, без чего невозможно развиваться вузу. С просьбой о том, чтобы найти достойное применение бывшему зданию политпросвещения во Владивостоке, на Мордовцева, я обращался еще к губернатору Владимиру Кузнецову. Он ведь пришел из науки и, казалось, понимал важность этого дела. Мы предлагали сделать из бывшего партийно-идеологического клуба межвузовскую библиотеку или другой научно-образовательный центр. На словах Кузнецов поддержал идею, но на деле ничего не сделал для ее реализации. Здание все равно ушло к коммерсантам, которые сдали его помещения десяткам арендаторов - начиная с посольств и заканчивая мелкими фирмами. А завладела им Академия менеджмента и бизнеса, которая была учебным заведением лишь на бумаге и не имела ни одного студента, преподавателя, ни одной кафедры. За всем этим стояло несколько расторопных деятелей, неплохо живших за счет аренды.

Сразу скажу, что надежд на то, что удастся создать на этой базе настоящее высшее учебное заведение - экономический вуз с факультетами, фундаментальной наукой, достойными преподавательскими кадрами, - почти не было. Решить вопрос можно было разве что на уровне постановления правительства РФ. Тем не менее мы обратились к губернатору Наздратенко и попросили его принять государственное решение. Он нас не только поддержал, но и дал команду заняться этим делом и пообещал всю необходимую поддержку. Но на уровне края уже ничего нельзя было сделать. Бизнесмены крепко держались за политпрос. Много разных кабинетов посетили мы с Наздратенко. Например, у губернатора состоялся разговор с министром образования Владимиром Кинелевым. Нашу идею о том, чтобы присоединить академию к ДВГУ, министр поддержал. Мы знали, что сопротивление будет сильным, но не ожидали, что столкнемся со столь яростным противостоянием. Началась целая эпопея со статьями в газетах и телерепортажами, в которых нас обвинили во всех смертных грехах. Тогда же ряд депутатов той Государственной думы выступили в поддержку группы “владельцев” здания. Почему они это сделали - пусть останется на их совести. Досталось и Наздратенко. Но характер у него жесткий, упрямый, настойчивый. Он не отступил. Иной раз, когда казалось, что пробить этот антигосударственный барьер невозможно, его телеграммы и звонки на самый верх давали новые возможности бороться за государственные интересы.

Два года продолжалась эта борьба. В итоге, пройдя все суды, множество разбирательств и заседаний даже на уровне высшего арбитражного суда и правительства, мы вернули здание краю и постановлением правительства создали в нем Институт менеджмента и бизнеса ДВГУ. Почему мы были так настойчивы, почему нас так поддержал губернатор? Потому что нами двигали государственные интересы. В отличие от тех, кто защищал свои корыстные, личные.

Сейчас там учатся более 1,5 тысячи студентов, действуют Интернет-центр, библиотека. Уйдем мы, те, кто вернул здание, а оно останется государственным, и в нем будут учиться. Служить оно будет образованию.

Заглянуть за горизонт

Укрепляя материальную базу, развивая международное сотрудничество, мы в университете понимали, что если упустим шанс и не освоим новые технологии образования, новые подходы в получении информации, не научимся пользоваться мировой базой данных, отстанем навсегда и в следующем тысячелетии никому не будем интересны. Нужно было использовать те преимущества, которые отличают нашу школу отечественного образования, наши научные возможности, которые ценятся во всем мире. Речь сейчас о том, как мы одними из первых в стране создавали свой Интернет-центр.

Расчет был на то, что мы обладаем фундаментальной наукой, лучшими преподавательскими кадрами. Взять хотя бы факультет математических и компьютерных наук, Институт физики и информационных технологий. Были у нас уже и помещение (здание на Мордовцева), каналы связи. К тому времени мы уже работали в российской системе РАННЕТ и входили через спутник в мировую информационную сеть. Наши усилия заметили представители Фонда Сороса и приехали изучить возможности открытия здесь Интернет-центра. К слову сказать, тогда в России было всего два подобных центра и Фонд Сороса начинал проводить свою Интернет-программу. Все устраивало наших американских партнеров. Кроме одного - требовалось иметь не только спутниковые каналы связи, но и оптиковолоконные. Получить их у нас было почти невозможно, ими пользовались совсем другие ведомства. Шанс упустить мы не могли и обратились напрямую к губернатору. Чтобы начать работы по созданию Интернет-центра, нужна была гарантия Наздратенко, что он поможет получить доступ к оптиковолоконному кабелю. Поддержка была оказана, и 29 октября состоялось большое событие. Причем не только в масштабах Приморья, но и страны: первая на Дальнем Востоке телеконференция через Интернет Владивосток - Москва. В столице в зале перед большим экраном сидели Сорос, вице-премьеры правительства, министры. Во Владивостоке в нашем конференц-зале 600 человек: вице-премьер Илюшин, губернатор Наздратенко, зам. министра Тихонов, преподаватели, студенты. Это был настоящий прорыв. Мы говорили друг с другом, общались. Все понимали, что пришло другое время, другие возможности. И было чем гордиться. Ведь не где-нибудь, а у нас в Приморье, благодаря усилиям и пониманию многих людей, развиваются самые передовые образовательные технологии.

И все равно тогда мы не могли предположить, какой интеллектуальный толчок даст Интернет-центр. У нас появились классы открытого доступа, то есть Интернет стал бесплатным для всех, и теперь студенты, например, не просто спрашивают, как поработать в нем, но и требуют - дайте больше времени. Сейчас наши возможности ограничены. Лишь до 400 человек в день могут воспользоваться Интернетом, но в скором времени с помощью наших японских партнеров из Токайского университета и телекомпании НТТ мы создадим шлюз на Японию, Корею и увеличим свой интернетовский потенциал в несколько раз.

С тех пор прошло 4 года, и я сейчас думаю: а что было бы, если бы Наздратенко нас тогда не поддержал? Наверное, мы бы что-то придумали, пошли по другому пути, потратили больше времени, но это направление все равно бы развивали. В общем, мы не пропали бы. Все дело в другом. Поддержка нашей идеи дала возможность быстрее зашагать по этой дороге университету и многим другим. Это был толчок для всех, кто сегодня имеет отношение к образованию в крае. Появились конкуренция, желание не отстать. Значит, спасибо губернатору должны сказать вместе с нами очень многие.

Новейшая история ДВГУ, которому в этом году исполняется 100 лет, убеждает нас в том, насколько важно уже сегодня наряду с множеством текущих сложных проблем решать задачи завтрашнего дня. Для этого главное - просчитать, что нас ожидает, по какому пути пойдет мировой образовательный процесс. Естественно, мы всегда исходим из интересов и возможностей своего коллектива и общества, в котором живем. Это - жизнь. А в ней все устроено так, что какой бы ты ни был умный и прозорливый, без сотрудничества и взаимопонимания многого не добьешься. Здесь можно приводить еще и еще примеры того, как это происходит. Взять хотя бы историю создания в ДВГУ Японского культурного центра. Японское правительство долго решало, на чьей же базе его организовать. Было несколько вариантов. И не последнюю роль сыграло то, что нас поддержала исполнительная власть. Свою роль сыграло письмо-рекомендация губернатора. В итоге японский центр, который 16 апреля отмечает свое трехлетие, не только развивает культурные связи между нашими странами, но и готовит многих заинтересованных людей к деловому сотрудничеству. А они, в свою очередь, добиваясь результатов, работают на наш город и край.

Или вспомнить, как в 1994 году мы вместе с Наздратенко начинали программу поддержки золотых медалистов. Причем, когда губернатор поделился этой идеей, мы ее не очень-то оценили и поддержали. Тогда законодательно это было трудно сделать. Тем не менее все же первыми в стране попробовали и раскрутили. Теперь по этой схеме работают с одаренной молодежью во многих регионах. И дело даже не в том, что, поддерживая талантливых ребят, мы как бы стимулируем их стремление быть всегда впереди. Самое важное, на мой взгляд, в этой поддержке то, что мы не разбрасываемся лучшими, они не уезжают искать счастья в Москву, Петербург. Это залог того, что молодежь останется и будет продолжать изменять жизнь к лучшему именно здесь, в нашем крае.

Даже в самые сложные годы, когда престиж высшего образования сильно пошатнулся, мы знали, что все вернется, и сохранили свой потенциал. А главное - мы сохранили коллектив. Сейчас уже другая ситуация. Учиться вновь стало необходимостью. Потому что жизнь пошла по другим законам, и новых перспектив без багажа современных знаний не достичь. Значит, расчет и интуиция нас не подвели. Я убежден, что мы войдем в новое тысячелетие с хорошим образовательным потенциалом. Для тех, кто нацелен вперед, в будущее, открываются светлые горизонты. Я вижу, что это понимают все больше и больше людей. А вместе можно сделать и невозможное.