Наказывайте дилетантов-коммунальщиков
Платежи за жилье и коммунальные услуги месяц от месяца растут, а качество услуг не улучшается. Наоборот, все чаще самому приходится платить за ветхое электрооборудование, сантехнику и ремонт подъездов. Говорят, у ЖЭУ нет денег. Зато они находятся на создание новых контор, так или иначе завязанных на жилищно-коммунальное хозяйство: МУПов, машиносчетных станций, отделов по работе с квартиросъемщиками, бюро по льготам и субсидиям и прочие.
А ПЖЭТы, на которых ложится основная тяжесть по содержанию муниципального жилья, при этом действительно прозябают.
При таком реформировании ЖКХ мы уже забыли, что коммунальные службы должны не только ликвидировать аварии, но в первую очередь вести планово-предупредительный и средний ремонт жилья со всеми системами жизнеобеспечения. Для этого ПЖЭТы и создавались в 60-х годах, но таковыми так и не стали. И в этом вина прежде всего властей.
Ведь законодательство без ведома коммунальных служб, то есть фактических хозяев домов, запрещающее жильцам все виды капитальных ремонтных работ, кроме побелки и покраски, осталось действующим. И тем не менее власти разрешили в 90-х годах открытие различных мелких частных производств по изготовлению и установке дверей, решеток на окнах, телеантенн, сантехники и даже по перепланировке квартир, что приемлемо только для частных квартир и усадеб.
Мало того, что средства, потраченные на эти работы, уходят мимо бюджета. Самодеятельность квартиросъемщиков разрушает дома. Телеантенны нарушают и без того чаще всего текущую кровлю, решетки на окнах уродуют фасад здания, новая сантехника технологически не вписывается в существующие санузлы, а потому ее установка сопряжена с разрушением стен; а пустотные перекрытия не рассчитаны на подвеску к ним декоративных потолков. Уже не говорю о сносе перегородок и прочих “зодческих” изысков особенно нынешних новых русских.
Вот почему все эти внутриквартирные “перестройки” должны либо проходить под жестким контролем ПЖЭТов, которые, повторяю, несут ответственность за состояние жилого фонда, либо проводиться самими коммунальщиками по заявкам жильцов, что позволило бы им дополнительно зарабатывать средства на нужды ЖЭУ. Причем последнее предпочтительнее, а для этого надо запретить функционирование всех этих самодеятельных фирм и наладить изготовление дверей-решеток на производственных мощностях трестов.
Мне думается, что для вышеназванных целей в ПЖЭТах просто не было и нет сейчас достаточно квалифицированных специалистов. На инженерных и мастерских должностях там часто сидели бухгалтеры, учителя, агрономы... А ведь современный жилой дом представляет собой систему более сложную в инженерном отношении, чем легковой, да и грузовой автомобиль, а мы почему-то доверяем управление таким сложным хозяйством непрофессионалам. За брак в работе “спецов” из ЖЭУ нас заставляют платить в размерах, превышающих фактически выполненные работы.
С 1990 года все выписанные мне ежемесячные счета превышали фактические услуги. Меня заставляли платить за несуществующие квадратные метры, за отсутствующие тепло, воду и телеантенну, за неработающий лифт, забитый мусоропровод. Не желая портить отношения с ЖЭУ, а себе нервы, большинство безропотно оплачивают счета, тем самым поощряя практику приписок. Часто виноваты и сами жильцы, которые не берегут свои квартиры, а к подъездам относятся, как к выгребным ямам.
Как изменить ситуацию? Надо не создавать новые структуры, а укрепить действующие. Провести там переаттестацию и пригласить на работу настоящих специалистов с соответствующими дипломами. О пополнении денежных средств я уже сказал. Что же касается квартплаты, то принцип ее формирования нуждается в кардинальном изменении. В соответствии с действующим законодательством уже давно пора ввести повышающие коэффициенты: за проживание в новых домах (построенных менее 15 лет назад), за повышенную комфортность (телефон, газ, улучшенная планировка и т. д.), за “соседство” с бесплатными трамваями и троллейбусами, за проживание в престижных районах... Само собой, имеют право на существование и понижающие коэффициенты, основанные на тех же принципах, только со знаком минус.
И, конечно, жильцы просто обязаны повысить требовательность к коммунальщикам. Поделюсь своим опытом. В течение 5 лет мне пришлось буквально воевать со своими ЖЭУ и ПЖЭТом. С помощью бюро технической инвентаризации уменьшил жилую площадь на 4 квадратных метра, санэпидстанция по моей инициативе дважды оштрафовала работников ЖЭУ за расплодившихся крыс, при содействии антимонопольного комитета и суда заставил ПЖЭТ произвести перерасчет за отсутствовавшие тепло и воду. Комитет по защите прав потребителей помог мне оформить иск в суд на повреждение имущества при затоплении квартиры. Суд трижды выносил решения в мою пользу, и из 3200 рублей мне уже выплачено 1500 рублей. Поверьте, не безропотность, уважаемые горожане, а принципиальность благотворно скажется на отношении коммунальщиков к своим обязанностям.