Бизнесмены из 10 “А”
У сегодняшних старшеклассников Приморья есть реальный шанс стать президентом самой настоящей производственной компании без отрыва, так сказать, от учебы. Эту возможность предоставляет обучающая программа “Достижения молодых”. Между прочим, таких компаний в городах и селах края уже более ста
Справка “В”. Весьма остроумную программу экономического обучения школьников создал еще в 1919 году американский бумажный магнат Гораций Мозес. Казалось бы, что трудного - придумать планы уроков по экономике. Увы, можно писать много и долго, а будет неинтересно, сложно, скучно. В “Достижениях молодых” оказалось нечто такое, что сделало ее захватывающе интересной, как показала жизнь, для тысяч школьников десятков стран мира все эти годы. Изюминкой стало то, что помимо теоретического курса программа включает и прикладной - создание реальной компании в стенах школы. В Россию программа попала в свое время стараниями академика Евгения Велихова.
В Приморье работает нынче целый региональный центр МОО “Достижения молодых”: он обучает преподавателей, распространяет учебники, компьютерные программы, ищет партнеров среди бизнесменов. 4 года назад идеей научить школьников прикладной экономике заразились руководители школы № 12. Новшество прижилось, стало неотъемлемой частью школьной программы. Но для начала пришлось поучиться самим преподавателям. Выбор пал на учителя географии Ольгу Долгих. Теперь она - один из самых квалифицированных экспертов в этой области. Ежегодно новое поколение ее учеников создает очередную школьную компанию, срок жизни которой - учебный год. В этом году работает уже четвертая ученическая фирма - “ДАК Company”. Первые три пробовали себя в сфере услуг: организовывали дискотеки, компьютерные игры на переменах, обслуживали радиостудию. “ДАК Company” стала первой производственной компанией, взявшейся за выпуск реальной продукции - изделий из бисера.
Общим голосованием выбрали президента - Ирину Кузьмину, совет директоров. 4 вице-президента возглавили рекламное дело, финансы, кадры и производство. Стали думать, что производить, предложений было много: сувениры, памятки, даже шпаргалки. Провели маркетинговые исследования школьного “рынка”, остановились на “фенечках”. Расчет оказался верным: ребят просто завалили заказами.
- Как известно, любой бизнес требует наличия стартового капитала, - рассказывает Ольга Долгих. - Решением совета директоров компания акционировалась, было выпущено 100 акций номинальной стоимостью 2 рубля - их продали школьникам. Появились средства на развитие производства, закупку сырья. Дело пошло вполне успешно, и вскоре акции у школьников скупили, предложив им выгодную цену (4 рубля). Не обошлось и без спонсоров - компаний “Монастырская вода” и “Приморхлебопродукт”.
Помимо производства украшений бизнесменам из 10 “А” приходилось, как положено, ежемесячно рассчитывать и платить зарплату, налоги (10 проц. от выручки - в школьную кассу), составлять годовой, балансовый и ликвидационный отчеты. И между прочим, у ребят “дебет с кредитом” успешно сходился, и зарплату с налогами они в отличие от взрослых коллег платили исправно.
На днях, поучаствовав в краевой ярмарке-слете школьных компаний, “ДАК Company” прекратила свою работу: дело идет к концу учебного года. Ирина Кузьмина вошла в тройку лучших президентов, учителю Ольге Долгих вручили свидетельство о повышении квалификации, а многие ребята твердо определились с профессиональным выбором: они пойдут в экономические вузы, чтобы пополнить потом ряды российских предпринимателей новой формации. Кстати, нравственность, честь и честность бизнеса - обязательные предметы в программе “Достижения молодых”.