...И, может, мы подольше поживем
1,5 тысячи участников Великой Отечественной уже встали на довольствие в магазинах для ветеранов Советского района
- Егорыч, а давай-ка и водки купим.
- Это ты, брат, не по тому адресу. У меня на нее здоровья нет. Я рюмку поднимаю раз в год, по великим праздникам.
- Да и я не пьяница, а газеты читаю: с 15-го водка подорожает на 30 процентов. Смотри - тут она на пятерку дешевле, чем в других магазинах. Давай возьмем, и пускай себе дома стоит до Дня Победы.
Этот разговор корреспондентам “В” довелось услышать в конце прошлой недели во владивостокском магазине “Панацея”, что на улице Кутузова, 3а. Здесь с 1 марта работает отдел для ветеранов. Сюда пришли и эти двое стариков, купившие-таки кроме гречки, сахара, макарон и водку, чтобы отметить 9 мая свой великий праздник. Они, кстати, тут и познакомились и еще долго сидели в магазине на скамейке, беседовали - кто где воевал, а потом попросили у продавщицы Маргариты Берлин ручку и клочок бумаги и записали друг другу свои телефонные номера.
- У нас уже что-то вроде клуба образовалось, - улыбается Маргарита Александровна. - Мне это очень заметно: люди приходят не только за продуктами подешевле, но и общаться - встретиться, поговорить. Мы для них специально и скамеечку поставили.
...Понятно, почему многие из тех, кто помоложе нынешних ветеранов, недоумевают - а нужны ли вообще специальные магазины либо отделы для стариков, ведь времена дефицита давным-давно миновали, в любой торговой точке есть все, чего душа пожелает. Вот лет 10 назад такие магазины были, как говорится, актуальны: из окна трамвая мы видели очередь у “Ветерана”, что размещался на “Гайдамаке”. Там раз в месяц участники войны могли купить килограмм колбасы и 2 кг мяса, а накануне праздников - еще и копченую рыбу, банку сгущенки, коробку конфет.
- Сегодня все это продается повсюду, но если для молодого работающего человека рубль-два скидки с цены продукта не имеют значения, то у пенсионера каждый рубль на счету, - говорит заведующая торговым отделом администрации Советского района Валентина Волкова. - Я рада, что мы в этом деле нашли с директорами магазинов понимание.
А ведь, пожалуй, только на понимании возможно выстроить щадящие “ветеранские” цены сейчас, когда приказать никому нельзя. Система советской торговли канула в Лету, любой завмаг сам себе хозяин, не захочет подешевле продавать для стариков - и никто его не заставит. Правда, администрация Владивостока, запланировав к Дню защитников Отечества воссоздать в городе “ветеранскую” торговлю, предусмотрела для тех, кто пожелает в нее включиться, послабления в оплате аренды помещений и некоторые другие льготы.
Но вряд ли они “перевешивают” прибыль от неконтролируемых цен. Это во-первых. А во-вторых, вознамерившись реанимировать почившее несколько лет назад дело непременно к 23 февраля, городская администрация не успела толком провести подготовительную работу ни с теми же директорами магазинов, ни с оптовыми базами и прочими поставщиками. Скажу больше: в администрацию Советского района соответствующее “городское” постановление поступило лишь... 10 марта.
“В” взял для примера Советский район потому, что, проехав по городу, корреспонденты констатировали - именно в этом, единственном из 5 в краевом центре, сумели, несмотря на вышеназванные и другие недоработки, открыть пусть не 23 февраля, а 1 марта, но вполне приличные “ветеранские” отделы в 4 магазинах. Это “Андромеда” в поселке Трудовое на улице Лермонтова, 77, “Феникс” на Седанке на улице Шишкина, 2, “Колос” на Енисейской, 7 и уже упоминавшаяся “Панацея”.
- В скором времени откроется еще один на Енисейской, - сказал заместитель главы районной администрации Александр Синенко, - на реалбазе хлебопродуктов. Буквально вчера мы договорились об этом с директором базы Николаем Смирновым. Николай Николаевич и так в своем магазине держит цены ниже, чем в среднем по городу, а для фронтовиков согласился и еще снизить.
Впрочем, в списки, подготовленные для магазинов торговым отделом вместе с управлением социальной защиты населения и советом ветеранов, попали не одни лишь фронтовики. Их в Советском районе 1585. Продают продукты по льготным ценам и 132 вдовам участников войны, и 33 ленинградским блокадникам, и 33 бывшим узникам фашистских концлагерей, и 366 репрессированным. Включили в эти списки также 480 несовершеннолетних инвалидов, 559 инвалидов с детства.
- Если у нас получится еще расширить такую торговлю, - говорит Валентина Волкова, - то в магазинах заведут карточки и на всех пенсионеров-инвалидов - их в районе 5344, и на тех, кто во время войны трудился в тылу - это 4580 человек. И совсем было бы замечательно, если бы по сниженным ценам смогли покупать продукты и все ветераны труда - 14991 человек. Но пока что об этом мы только мечтаем. Хотя, что называется, и Москва не сразу строилась. В районе предусмотрели для хозяев магазинов послабления с платой за аренду, за электричество, за разрешения на торговлю акцизными товарами. И мы надеемся, что еще кто-нибудь пойдет нам навстречу, как это сделали Александр Татарников из “Андромеды”, Анна Никитина из “Колоса”, Татьяна Шкурова из “Феникса”, Татьяна Рицкая из “Панацеи”.
Татьяна Васильевна, к слову, полученные в “Ратиборе” сосиски и вареную колбасу продает ветеранам в своей “Панацее” вовсе без торговой наценки - по 33 рубля и 35.80. Говядина здесь стоит 38 и 40 рублей за килограмм, куриные окорочка - 24.50, сливочное масло - 61 рубль, литровая бутылка растительного - 20 рублей, банка сгущенки - 10.50, пачка соли - 2.20.
- Раньше я покупал продукты на рынке, что при оптовой базе на Иртышской, - рассказал корреспондентам “В” Афанасий Мезенцев. - Далековато туда ходить на восьмом-то десятке. А теперь вот рядом с домом открылся этот отдел в “Панацее”, и цены тут меньше, чем на Иртышской. Там сахар по 13 рублей - здесь по 11.80, гречка здесь по 10 рублей, там на полтора-два рубля дороже.
- Для меня тоже такая разница немало значит, - присоединился к нашему разговору Алексей Егоров. - Пенсию получаю 560 рублей да жена 345. Уплатили за квартиру, за свет, лекарства необходимые купили - ну и что от наших пенсий осталось? А здесь я килограмм макарон всего за 8 рублей купил, маслица постного за двадцатку, тушенку за 11.50 - неделю можно жить. Хорошее дело для нас, стариков, затеяли тут, в “Панацее”. Дай им бог здоровья, и мы, может, подольше проживем.