Блеск подвалов и нищета культуры
Дом культуры на Чуркине. Последний из оставшихся в Первомайском районе. Разбитые окна заколочены фанерой, крыша протекает полностью, фасад давно без ремонта. Почему давно не махнули рукой на этот “храм искусств” его хозяева, почему пытаются собственными усилиями вдохнуть жизнь в его промерзающие стены? “В наших кружках занимаются дети, захлопнуть перед ними дверь - это безнадежно потерять целое поколение”, - считает директор дома культуры Л. Н. Павликова.
Людмила Николаевна - заслуженный работник культуры с более чем 20-летним стажем изо всех сил старается, чтобы в подсознании ее подопечных не отложилось, что родились и живут они в нищей стране и что только оплаченное детство бывает счастливым. Воспитанный на идеях добра и справедливости, веры в свое государство, небольшой коллектив энтузиастов ДК пытается передать детям нажитый в их далеком детстве багаж - оптимизм, умение из ничего создать праздник и в самых тяжелых ситуациях не терять веру в лучшее. Насколько прочна их вера, городская администрация проверяет уже несколько лет.
История мытарств дома культуры началась с 1993 года. В ноябре в процессе акционирования завод “Радиоприбор” оформил документы на передачу ведомственного ДК в городское управление культуры. Последнее отказалось от лишнего рта и на свой баланс дом культуры, который на протяжении 30 лет славил краевой центр своими хорами, танцевальными коллективами, народным театром, не поставило. 4 января 1994 года в адрес городского комитета по управлению имуществом были переданы документы о передаче здания ДК в муниципальную собственность. Следующая дата - 16 мая 1994 года. Постановлением главы администрации Владивостока согласно распоряжению КУМИ “О передаче нежилых помещений в муниципальную собственность
г. Владивостока” и по просьбе главы Первомайского района дом культуры передается на баланс ПЖЭТ-3. Специалисты ПЖЭТа пришли, посмотрели... и отказались.
Так и остался дом культуры без юридического статуса, со старым банковским счетом и печатью “Дом культуры завода “Радиоприбор”. А огромный, многотысячный Первомайский район - фактически без настоящего дома культуры. Потому что у энтузиастов - как бы ни были они талантливы и бескорыстны - сил не так уж много. Выходит, пускай детвора шныряет по подворотням, пускай подростки колются и дышат ацетоном, пускай будут предоставлены сами себе - городскую власть, во всяком случае старую, это не волновало. Нет денег на организацию свободного времени - потом придется тратить деньги на усиление милицейской системы...
Как только в городе происходит смена городской власти, дирекция дома культуры готовит очередной пакет документов в надежде, что мэрия наконец признает их своим муниципальным учреждением. Здание дома культуры как таковое давно является муниципальной собственностью, а вот люди, что там работают и регулярно проводят по заказам управления культуры и администрации Первомайского района праздники на площадях города, к какому ведомству относятся они? Да ни к какому...
Когда наступает пора налоговых отчислений, бухгалтер готовит в многочисленные социальные фонды отчеты о добровольно перечисленных взносах. Их вначале долго не берут, выясняя - чьи будете? Потом все же оставляют отчеты у себя. По-прежнему актуален Николай Васильевич Гоголь: случай с домом культуры - достойная альтернатива его “Мертвым душам”, которые где-то числились, но не существовали, а ныне с точностью до наоборот - существуют, но не числятся, хотя налоги российские с них взимаются регулярно.
Есть у дома культуры помещение, которому повезло больше, чем всем остальным, - подвал. Здесь красиво и комфортно. Аквариум на всю стену с диковинными черепахами, зеркальные потолки, просторный зал. Ночной клуб “Синяя лампа”. Раньше плату за аренду помещения клуб платил дому культуры. Какой-никакой, бюджет позволял думать о ремонте всего здания, но теперь клуб платит городу напрямую, а положенные амортизационные отчисления на ремонт здания город не выделяет. Видимо, не заинтересованы муниципальные власти в долговременной эксплуатации своей собственности... Городские контрасты: фасад - нищий дом культуры, подвал - блестящий ночной клуб. Ночью здесь развлекаются те, кто, может быть, когда-то в детстве вдохновенно рассказывал со сцены в родном доме культуры стихотворение Тютчева: “Умом Россию не понять...”
Один мой знакомый, уважаемый человек, защитил диссертацию по теме, посвященной благотворительности в России. Он знает множество увлекательных историй о меценатах прошлого, которые способствовали культурному и социальному прогрессу в обществе. На вопрос: “Почему в России перевелись Морозовы, Мамонтовы, Третьяковы и др.?” улыбается и дипломатично отвечает: “Думается, нынешние предприниматели и бизнесмены еще не накопили достаточной денежной массы, чтобы бескорыстно расстаться с ней, пожертвовав на народное дело”. Да, для родной земли нет ни денег, ни патриотизма, ни добрых чувств... И если в среде состоятельных граждан, но несостоявшихся меценатов, модно обучать своих чад за рубежом, то естественно, проблема культурного наследия в собственной стране их уже не волнует.
И все же я решаюсь задать вопрос директору дома культуры. За годы ее работы столько детей прошло через ее жизнь, вместе с культурными программами ездили по всему Приморскому краю и Дальнему Востоку. Неужели, став взрослыми людьми, никто не предложил свою помощь? Людмила Павловна отвечает без тени иронии: “Может, кто-то и хотел помочь, да средств нет, а у кого есть, так принято сейчас отказывать, все в обороте”.
Ее перебивает телефонный звонок. Городское управление культуры. Узнать, не готовят ли они Масленицу. Готовим. Костюмы шьем. Оттепель, с крыши потекло прямо в класс - ведра меняем. Сценарий репетируем. Аккомпаниатор заболел, по старым связям разыскиваем. И заказ уже есть от Первомайского района. И на городской площади надо? Что ж, постараемся...