“Развели здесь бюрократию!”
Подобные слова в свой адрес почти каждый день слышат работники бюро технической инвентаризации. К сожалению, поводов для претензий мы даем немало
До введения закона “О регистрации прав на недвижимое имущество” для продажи дома надо было обратиться в БТИ, затем к нотариусу
и снова в БТИ за получением готовых документов. Сейчас же даже бывалому человеку трудно понять, с чего следует начинать, куда идти? А круг получается немалый
Чтобы продать, например, дом или квартиру, нужно обежать домоуправление, электросеть, налоговую инспекцию, радиоузел - для получения справки об отсутствии задолженности. Потом человек обращается в БТИ - еще за одной справкой и техпаспортом, идет в центр по регистрации - для того чтобы внести в реестр ранее зарегистрированное право. Далее - путь к нотариусу: удостоверить сделку (хотя это необязательно). И вот снова центр по регистрации. Марафон по-российски - так можно назвать всю эту беготню, хотя мы любим повторять, что все у нас делается для людей.
Руководители службы БТИ Приморья, предвидя такую ситуацию, еще в 1995 году высказывали тревогу. Тогда рождался закон о регистрации прав на недвижимое имущество, и многие из нас участвовали в обсуждении его проекта. Мы предлагали оставить регистрацию в нашей службе, следовало лишь повысить квалификацию правовых регистраторов - и госдумовцы соглашались с этим. В самом деле, кто лучше специалиста БТИ знает эту работу? Ведь даже сразу после введения в России частной собственности и повальной приватизации, в отсутствие законодательной базы мы не растерялись - помог 70-летний опыт работы на рынке недвижимости. Мы варились в собственном соку, но принимали оптимальные решения, дело делалось. Прошло время, и к рукам уже прибрали все, что можно было прибрать. А что дальше? Дальше народ стал думать, как это недвижимое имущество повыгоднее продать. Вот тут и стали расти во Владивостоке центры. Центр по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, центр по реализации имущества по решению судов, центр по учету недвижимости. Такое впечатление, что в Приморье никогда ничего не регистрировалось, не учитывалось и не продавалось. Словно и не было службы БТИ с огромным опытом такой работы. Да, были ошибки, недочеты, приходилось консультироваться с судами, прокуратурой, органами местного самоуправления, однако все вопросы решались в итоге квалифицированно.
Возможно, центры хороши в условиях Москвы, Санкт-Петербурга и в столицах краев и областей, но только не в Арсеньеве, Кировке, Чугуевке и в других муниципальных образованиях, где повальная безработица, многомесячные и даже многолетние невыплаты заработной платы, - это похоже на пир во время чумы. Кроме того, по мнению руководителей БТИ края, от имени которых я пишу этот материал, тем самым усиливаются тенденции к такой супербюрократии, какой не было даже при советской власти.
Во многих службах БТИ Приморья кроме инвентаризации занимаются приватизацией жилья, обменом, оценкой недвижимости, организацией продаж с аукционов. Созданы прекрасные архивы и база данных, в которой можно найти все необходимое. У нас складывается мнение, что в крае собираются навести тот же “порядок”, как и в краевом центре, где, на наш взгляд, создана слишком громоздкая и дорогая система функционирования рынка недвижимости, которую внедряют и на периферии.
Мы знаем, что губернатор Евгений Наздратенко многое делает для сохранения службы БТИ. Однако до сих пор не выполнено его постановление о создании единой службы БТИ Приморья, хотя со дня его подписания прошло полгода. Такая служба была ликвидирована после падения СССР, и до сих пор БТИ существуют в виде отдельных муниципальных подразделений, не объединенных структурно и организационно. Мы варимся в собственном соку, выкраиваем хоть какие-то деньги для учебы наших специалистов в Москве, без чего все труднее адаптироваться в быстро меняющейся обстановке на рынке недвижимости. В то же время заметна напряженность в отношении к нам вновь народившихся структур. То и дело, например, возникают раздоры между регистраторами и специалистами БТИ. Хотелось бы, чтобы нам помогли быстрее достигнуть взаимопонимания с центром по регистрации. Хотя, конечно, мы и сами на местах стараемся найти общий язык и работать слаженно, чтобы не навредить населению. Но ведь в каждом городе и районе работа ведется по-разному, многое зависит не от “параграфа”, а от деловых и личностных качеств людей, занимающихся недвижимостью. Да, при департаменте жилищно-коммунального хозяйства краевой администрации уже появилась группа по созданию единой службы БТИ, но, на наш взгляд, слишком медленно решается проблема. Наши муниципальные службы в глазах различных центров продолжают оставаться второсортными, в итоге страдает население.
Еще один больной вопрос - финансовая сторона дела по регистрации прав недвижимого имущества. Получается, что регистрируется недвижимость, принадлежащая населению муниципальных образований, а все средства уходят на развитие ПЦГРПН. А это несправедливо, ведь наши города и районы бедствуют от недостатка денег в их казне. Необходимо часть средств от сделок с недвижимостью, в том числе и регистрации, оставлять в местном бюджете. А регистрацию муниципальной собственности нужно вообще делать бесплатно, как сейчас делается в БТИ, - ведь муниципалитеты вынуждены принимать в свою собственность многие объекты недвижимости, включая расприватизированные квартиры, здания, принадлежавшие министерству обороны, бывшее ведомственное жилье.
Насколько спорно порождение некоторых структур, свидетельствует, например, вот такая ситуация. Многие БТИ на основании договоров с народными судами неплохо занимались реализацией недвижимости по их решению. Но вот появляется специализированный центр. Нужна ли эта дополнительная служба? Ну, может быть, ради дополнительной откачки денег в краевые структуры...