Клеопатры на подиуме
Первый показ мод во Владивостоке произошел осенью 1967 года. В моду тогда стремительно ворвались мини, бикини, платформа, пластмассовые камеи, шиньоны, шляпки ток и знаменитая болонья.
Вспоминает Ольга Болдовкина, кандидат технических наук, доцент кафедры индустрии моды ВГУЭС:
- Многие владивостокские дамы одевались в то время очень ярко, даже кричаще. Эдакие жар-птицы, принаряженные мужьями-моряками во все заграничное. Помню, на меня это произвело ошеломляющее впечатление. Может быть, оттого, что я приехала из сухопутного Барнаула, где работала в Доме моделей после окончания техникума.
Тогда и родилась идея устроить показ мод. Тем более что как раз Москва впервые сделала методические разработки по направлению в одежде для работников сферы обслуживания. А в производственном объединении “Рассвет” во Владивостоке появился экспериментальный цех. Своего рода мини-дом моделей. Мне предложили его возглавить. Начинали мы работать с пятью конструкторами и с двумя художниками-модельерами - выпускниками художественного училища.
Разработали коллекцию, составили ассортимент на трех ведущих силуэтах: прямой, приталенный и полуприталенный. А манекенщиц-то нет. Сделали объявление по радио. Почти месяц к нам шли желающие попасть на подиум. Наконец 5 достойных кандидатур были отобраны - те, кто поместился в “прокрустово ложе” стандарта: 175-88-90. Эти типы - Клеопатры и принцессы - узкая талия, стройные и вытянутые линии - были тогда в моде.
Впрочем, среди манекенщиц оказалась и 45-летняя работница нашего цеха (мы представляли разные возрастные модели). Был также отобран для модели единственный мужчина, кажется, водитель по профессии.
Показ моделей устроили на Партизанском пр., 10, где сейчас находится магазин “Бурда моден”. Он вызвал большой интерес, были даже первые руководители города. Подиум имел успех! Хотя чего нам это стоило!
Материалы, а тогда в моде были светлый драп, искусственный шелк, легкие синтетические ткани, доставали через отдел снабжения. Фурнитуру вообще делали сами: блестящие пуговицы превращались в матовые с помощью наждачки, а их размеры корректировали напильником. Пряжки скручивали из проволоки и обтягивали тканевым руликом. Даже шляпки научились мастерить. Плели из гофрированной цветной бумаги косички, потом сшивали их, придавая модную форму: ток, таблетка, “канотье”. Аксессуары нам тоже, в порядке исключения, удалось получить с “черного хода” в ювелирном магазине “Изумруд”: чешскую бижутерию, пластмассовые камеи, деревянные бусы и заколки.
Зато натуральных мехов во Владивостоке было много - качественных и дешевых. Шкурка норки стоила 5 рублей, а шапка - 15, песец (воротник - 34 рубля). Моя зарплата в то время составляла 114 руб., а конструкторы-модельеры получали около 80.
Но увенчал наши усилия показ мод по телевидению, причем передача шла в прямом эфире. Ее вела Нелли Чекризова. Как мы переволновались тогда, но все обошлось!
Потом сезонные показы мод стали традиционными. К ним привыкли, как к морю за окном.