Колокольный звон мешал нервным больным
С интересом прочитала публикацию В. Полоухина “Часовня на тротуаре” (“В”, 5 февраля с. г.). Здесь приведены весьма любопытные сведения. Но некоторые утверждения автора все же вызывают сомнения. Вот какие факты об этой часовне удалось обнаружить в старых газетах, в дореволюционном издании “Владивостокских епархиальных ведомостей” и в Приморском краевом архиве.
Часовня во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца была заложена и построена (проект архитектора П. Базилевского) в 1896 году в память коронования императора Николая II. И находилась на Ивановской улице.
Первоначально город хотел возвести церковь-памятник, но из-за нехватки средств решили построить часовню с расчетом, что впоследствии она станет алтарем будущего храма.
Увы, строительство церкви растянулось на многие годы. Построенная же Никольская часовня оставалась без присмотра. Газета “Владивосток” в 1910 году писала: “Часовню на углу 1-й Матросской и Ивановской улиц никто не охраняет, и части ее растаскиваются”.
В 1911 году 285 жителей Матросской слободы направили высокопреосвященному архиепископу Евсевию ходатайство о строительстве приходского храма. Городская управа изыскала средства, и в 1912 году строительный комитет, который возглавил гласный думы Н. Дюков, начал строительство церкви. Но события первой мировой войны, революции, гражданской войны помешали этому богоугодному делу.
Церковь построили и освятили только 26 апреля 1921 года. Это было деревянное, небольших размеров сооружение, алтарем церкви стала Никольская часовня. При Свято-Никольской церкви была построена церковная сторожка, где жили священнослужители. В 1931 году в ней жил настоятель Свято-Никольского храма протоиерей Симсон Рывок.
Один из документов архива Приморского края (от 20 июля 1923 года) сохранил краткое описание церкви: “Каменная бывшая часовня служит алтарем 3х3 саж. с пристроенной к ней церковью из досок в засыпку, крытая тесом, размером 5х6 саж. Колоколов разной величины всего весом около 4 пудов...”
Документы архива Приморского края хранят сведения о времени и причинах разрушения церкви. Лучше всего об этом рассказывает прошение начальника госпиталя Эйзенбета и военного комиссара Лосикова, адресованное председателю Владивостокского городского совета, от 1 января 1934 года.
“Прошу возбудить ходатайство о закрытии церкви, расположенной по Ивановской улице, против вверенного мне госпиталя, и передаче здания церкви вместе с прилегающей территорией и домами, занимаемыми служителями культа, госпиталю по следующим мотивам:
1. Нахождение церкви рядом с общежитием рабочих “Дальзавода” и госпиталем, где имеются военнослужащие больные и вольнонаемный состав, несовместимо и вызывает справедливые протесты со стороны последних.
2. Имеются случаи религиозной агитации среди рабочих и военнослужащих со стороны контрреволюционно настроенных верующих.
3. Не исключен и шпионаж под прикрытием церкви как очень удобного места для всяких наблюдений.
4. Колокольный звон крайне беспокоит больных, в особенности нервное отделение...”
В середине 30-х годов участь еще одного православного храма Владивостока была решена, на его месте госпиталь собирался построить жилые дома для своих работников.
Сохранившееся каменное здание часовни св. Николая является самым старым во Владивостоке культовым сооружением православной веры.