С гастритом к психиатру?
В прошлом году более двадцати тысяч жителей Владивостока обратились за помощью к психиатрам. Специалисты говорят, что это примерно 4-6 процентов от числа нуждающихся в помощи. Многие из нас, к сожалению, не привыкли идти со своими проблемами к врачу. Ситуация по краю еще более удручающая. Там к тому же мало психиатрических кабинетов. К врачам обращаются только 2-3 процента, а остальные 97-98 так и остаются с заболеванием один на один. К чему это может привести? К росту агрессии в обществе, к увеличению количества убийств и самоубийств. По числу последних Приморье вот уже несколько лет входит в десятку самых суицидоопасных регионов в стране. Широк круг вопросов, которые задавали наши читатели во время “Прямой линии” Александру Коломейцу, кандидату наук, доценту, и. о. главного врача городской психиатрической больницы
- Александр Андреевич, здравствуйте. У меня такой вопрос: я познакомилась с молодым человеком, выяснилось, что у него эпилепсия. Является ли это заболевание психическим и передается ли оно по наследству?
- Да, это психическое заболевание. В ряде случаев излечивается, но требуется постоянный прием медикаментов, порой всю жизнь. Вероятность того, что эпилепсия передается по наследству, существует.
- Я живу на Давыдова. Моя соседка - психически ненормальная женщина. Постоянно подозревает, что я хочу ее убить. А еще заливает нас, и пожарных уже не раз вызывали. Можем ли мы, соседи, как-нибудь себя защитить от этой женщины?
- Если соседка будет очень возбуждена, вызовите “скорую”. Врач ее осмотрит, при необходимости госпитализирует. Кроме того, о поведении женщины можно сообщить психиатрам диспансерного отделения нашей больницы, который расположен на Некрасовской,50, телефон: 227-665.
- Александр Андреевич, у меня уже два года держится температура. На ВКК поставили диагноз “тревожно депрессивный синдром”. Сказали, что, возможно, буду ходить с такой температурой всю жизнь. Меня это беспокоит. Куда вы мне посоветуете обратиться?
- Для того чтобы разобраться, отчего держится температура, вам нужно одновременно сходить к иммунологу в клинический центр матери и ребенка, что на Уборевича, и к психиатру в отделение больницы.
- В вашей больнице калечат невинных людей, губят красивые души... Освенцим... Палачи вы, а не врачи... (женщина задыхается в рыданиях и бросает трубку).
- В больницу даже психически больного человека трудно поместить без его желания. К тому должны быть серьезные основания,- рассказывает мне Александр Коломеец.- Врачи собирают документы, передают их в суд, и тот уже решает, лечить или нет. Под такой механизм попадают три категории больных: те, чьи действия представляют опасность для окружающих людей или их самих. Так, решение пойти на самоубийство часто совпадает с готовностью сначала совершить убийство детей, родных. Врач должен вмешаться. Вторая категория - беспомощные люди, страдающие, например, слабоумием. Третья группа - самая сложная. Если мы не окажем человеку помощь в данный момент, то его болезнь будет прогрессировать. Но для больного и окружающих еще не очевидно, что это болезнь, а врач уже понимает. Суд иногда отказывает в госпитализации. Через некоторое время больные все-таки попадают к нам.
- Мой сын - настоящий алкоголик. В последнее время стал очень агрессивен, не знаю, что с ним делать...
- Вам нужно с сыном обратиться в краевой наркологический диспансер на Гоголя, 35. Если он невменяем, можно привезти на “скорой”.
- Ко мне на работу устраивается женщина. Случайно услышал от знакомых, что у нее якобы не все в порядке с головой. Могу ли я потребовать от нее справку о психическом здоровье?
- По закону “О психиатрической помощи и гарантии прав граждан”, который был принят в 1993 году, работодатель не имеет права требовать подобных справок, а врач разглашать сведения о здоровье пациента. Есть перечень профессий, которые не рекомендованы больным с психическими расстройствами, например, они не могут управлять транспортом.
- Мой муж - ветеран войны. Вот уже 3,5 года он лежит с тяжелым заболеванием - церебральный склероз. Меня муж не узнает, постоянно плачет от боли. Какое лекарство ему дать, чтобы поспал? В нашей поликлинике врачи не знают, что делать...
- Вашего мужа обязательно должен осмотреть врач. К сожалению, у нас ограничена возможность выезжать на дом к больным. Нет денег на бензин. Если сможете найти машину, врач приедет к вам на дом и выпишет все, что нужно.
- Александр Андреевич, как вы думаете, должны ли политики иметь справки о своем психическом здоровье?
- Этому вопросу был посвящен симпозиум, который проходил у нас в стране в 1995 году. Его проводила независимая психиатрическая ассоциация. Так вот на симпозиуме большинство психиатров сошлось на том, что это народ должен думать, кого он выбирает. Незачем примешивать к этому врачей. Ведь даже если человек через суд будет освидетельствован, то потом результаты обследования становятся врачебной тайной, за разглашение которой предусмотрено уголовное наказание.
- Мне всегда очень любопытно читать о вас. Скажите, а о чем, кроме психиатрии, с вами можно было бы поговорить. У вас есть хобби?
- Немного знаю искусствоведение, живопись. Сам не пишу картины. Я “закопал” свои кисточки.
- Тогда вот еще вопрос, близкий вам. Многие талантливые люди страдали психическими отклонениями, к примеру, тот же Ван Гог. Так что болезнь - удел талантов?
- Я знаю множество людей, талантливых в разных областях, при этом совершенно здоровых. Среди талантливых есть психически больные тоже, просто их творчество всегда бывает очень отлично от творчества здоровых людей.
- Моему сыну 23 года, у него шизофрения. Лечим его, лечим, а сын никак не поправляется. Я знаю человека с таким же заболеванием, которого вы лечили 11 лет назад. С тех пор он не болеет. Помогите нам!
- Сначала вам нужно обратиться к участковому врачу в отделение нашей больницы. Он поможет собрать необходимые справки, выпишет направление. Потом можете записаться на прием по тел. 238-658.
- Знаете, самое больное для нас - лекарства. В месяц по 700 рублей уходит только на лечение...
- Действительно, льготных рецептов на бесплатные медикаменты очень мало. Как только администрация края проплатит аптекам за медикаменты по льготным рецептам, они будут реализовываться. Время от времени это происходит.
- У меня вопрос к Коломейцу. Одно время по городу прокатились слухи, что вы выпускаете из больницы психов. Потом прошла масса убийств, совершенных пациентами. Как же так можно поступать?
- Полтора года городскую психиатрическую больницу вообще не финансировали. Мы жили за счет того, что удавалось выпросить. Иногда в больнице оставались лишь крупа и вода. Тогда я пугал тем, что мы вынуждены будем отпустить больных. Мы же не имеем права морить их голодом и при этом не лечить. Но всегда находились люди, которые привозили продукты, кто сколько сможет. На соль сбрасывался персонал больницы. В последние полгода мы ввели платные палаты. В них меньше больных - по 3-4 человека (в общих по 10-15), всегда есть чистые простыни. Деньги идут на покупку продуктов и медикаментов, но скорее всего мы откажемся от платных палат. У людей тоже нет денег.
Сейчас больница потихоньку начала финансироваться. Все средства мы экономно тратим на питание и лечение больных.
А насчет убийств... Их психически больные люди совершают гораздо реже, чем здоровые. Но шума вокруг этого всегда больше.
- Скажите, а ваша работа не накладывает отпечаток на психику? Как я могу убедиться в нормальности самого психиатра?
- По-хорошему каждому психиатру нужно проходить процедуру личностного анализа, так принято во всем мире. Это позволит врачу сохранить психическое здоровье как можно дольше, может быть, и навсегда. Потому что, как и с любой другой профессией: сначала мы ее выбираем, а потом она нас закабаляет. К сожалению, личностный анализ не прошла большая часть наших психиатров и психотерапевтов.
- Александр Андреевич, интересно, насколько наша психиатрия отстала от психиатрии цивилизованного мира?
- Наши больницы действительно страдают от убогой материально-технической базы, но медикаментами мы пользуемся импортными, так как у нас в стране их уже давно не производят. Кроме того, наши врачи получили доступ к иностранной специальной литературе, у нас есть возможность обмена опытом с иностранными специалистами на симпозиумах и конференциях. Но вот в организационном плане психиатрия нуждается в изменениях.
- Добрый день, Александр Андреевич. У родственников моей невестки была шизофрения. Сейчас они с сыном подумывают о ребенке, а я боюсь, вдруг шизофрения передается по наследству. Скажите, есть какие-нибудь тесты, позволяющие определить, болен ли еще не родившийся ребенок?
- Обычно в утробе невозможно определить шизофрению. Еще не доказано, что это наследственное заболевание. Хотя передается особая уязвимость мозга. Стрессовые ситуации могут выявить начало заболевания, но все это не фатум. Если человек болел шизофренией, из этого не следует, что его дети будут больны. Большей частью как раз здоровы. И слава богу, что нет тестов. Предсказать с 100-процентной уверенностью, что человек заболеет, нельзя. Реальная жизнь даже совершенно здорового и непредрасположенного может развернуть в сторону болезни.
- Говорят, что все болезни от нервов. У меня гастрит, но смешно идти с ним к психиатру?
- Лучше обратиться к психотерапевту. Если бы мне позволили в гастроэнтерологическом отделении лечить больных, то недели через две по крайней мере треть этих больных выписали бы. Не бывает нарушений, в которых не задействована нервная система. Соматические заболевания могут возникать на базе неврозов или сопровождаться невротическими реакциями. Знаете, молодым людям нужно лет 5 быть невротиками, прежде чем появятся стенокардия или инфаркт. И даже после этого никто не пойдет к психиатру.
- Товарищ Коломеец, здравствуйте. У нас проблемы в семье. Сыну 15 лет, бросил сначала начальную, потом и вечернюю школы. Отношения, особенно с отцом, очень плохие. Дерзит, грубит, от компьютера не оторвать.
- А что конкретно делаете?
- Ругаю сына. Вообще он у нас не наркоман, не пьяница. Все дело в компьютере. Сын только им интересуется.
- Вам, конечно, нужно обратиться к психологу. Задача родителей не в том, чтобы только “дрессировать” ребенка, а еще - его научить. Сейчас компьютер - один из факторов его азартности, найдите что-нибудь дома, что он сможет делать с таким же интересом. Что ему еще нравится?
- Вот и я говорю, не надо было ему так рано компьютер покупать. У нас это два года продолжается. Как компьютеры пошли...
- Да это не компьютеры пошли, в семье пошло... Я заметил в вас одну особенность: вы спрашиваете, но ответа вам не нужно. Так получилось и с сыном. Он говорил о том, что его волнует, а вы не слышали. Наверняка кроме компьютера ему многое еще интересно. Вам придется много времени посвятить общению с сыном, чтобы понять его стремления.
- У дочери очень тяжелое психическое заболевание, первая группа инвалидности. Уже три года она не была у зубного врача. Стоматологи боятся к ней подступиться, как будто они никогда и не слышали о таких больных...
- Да, многие врачи относятся к психически больным так же, как и обыватели, - их боятся. У нас в стационаре на Шепеткова есть хороший стоматологический кабинет. Уверяю вас, наш зубной врач не боится больных.
- Почти 3 месяца я принимала снотворное, так как из-за сильных болей в позвоночнике не могла уснуть. Боль ослабла, я перестала пить лекарства и уже неделю не могу уснуть совершенно. Что вы мне посоветуете?
- Вот страшный пример того, как бесконтрольно принимаются препараты, которые могут вызвать зависимость. Сейчас вам необходима консультация нарколога (наркодиспансер на Станюковича, 53а) или психиатра.
- Александр Андреевич, можете посоветовать, какое лекарство принимать, чтобы не съехать в нашей социально напряженной обстановке?
- Лучше что-нибудь делать, стать менее зависимым от окружающего. Для профилактики невроза можно поступать, как Лайза Миннелли в фильме “Кабаре”. Она ходила под мост и, когда наверху грохотал поезд, кричала. Это, кстати, один из способов, которые лежат в основе лечения бронхиальной астмы. Между прочим, очень немногие способны сделать подобное. Люди слишком закрепощены.