ОНИ ОБЪЯВИЛИ СЕБЯ ГОНИМЫМИ

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Церковь Христа во Владивостоке признана специалистами-религиоведами и психологами деструктивной организацией. Адепты уже приготовились уходить в подполье...

На боевом корабле у мичмана Петра Михайловича не сказать, что все отлично, - флот нынче отрасль проблемная, но просто все неизмеримо яснее. В семье же, которая должна быть вроде как крепким тылом, начался настоящий кошмар. Жена ушла в церковь Христа. На собрания свои таскает маленького сынишку. “Братья” и “сестры” теперь полноправно распоряжаются ее временем. Она как бы и в семье - формально все выполняет, кормит, поит, убирает, но он-то чувствует, что душа ее там...

Просто по-человечески разные люди Петру Михайловичу советовали: подожди, она обязательно придет к настоящему богу, а это все - детские штучки неразвитого, в смысле веры, ума. Не гневайся и не скандаль - сохрани отношения, и лишь подспудно, мягко уговаривай, возвращай. Но возвращай не в атеизм(!) - она больше никогда не станет безбожником, верни в любовь, в семейное взаимопонимание, в свое, мужское и мужнино тепло...

У меня ощущение, что в эту церковь Христа попадают люди очень одинокие, не обогретые родными, даже если их целая куча. У тех - свои заботы.

И все же ситуация с общиной во Владивостоке в последнее время приобрела новый оборот: экспертно-консультативный совет по свободе совести и вероисповедания краевой администрации признал церковь Христа во Владивостоке деструктивной, и теперь это может повлечь вполне реальные оргмеры. Надо сказать, основания к такому решению продумывались и собирались тщательно: община-то хоть и вербует всех подряд прямо на улицах, но весьма закрыта для досужих глаз. Более того, она действует потрясающе хитро: с кондачка не возьмешь.

Прежде всего ставка здесь делается на совсем молодых ребят 17-25 лет, с неопытным сознанием, когда идет активный духовный поиск. А тут еще невероятно хочется общаться со сверстниками: и вот тебе дискотеки, пикники, совместные праздники. Иные родители поначалу не нарадуются: полный дом пригожих ребят, никакого пьянства, песни поют...

Что почем - придет позже. Вот строки из писем в экспертный совет: “Мою волю дочь не желает выполнять, но волю Баранова (был такой лидер во владивостокской общине. - М. И.) без рассуждений”; “Слово родительское для него не существует теперь”.

“В общине изучают Библию довольно примитивно, на грани невежества, нередко исключенными из контекста отрывками, что вряд ли можно назвать приобщением к великой человеческой культуре и свободной вере, - рассказали в комитете по делам национальностей и взаимодействию с религиозными объединениями администрации края. - Например, нужно буквально понимать слова: “Если кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего и матери, не может быть моим учеником” (Евангелие от Луки. 14:26). От учебы, да и от родителей не отвергают грубо и напрямую, нет, но когда встает вдруг вопрос: церковь или работа, церковь или семья, вуз, где вдруг начинаются на этой почве конфликты и недоразумения, - “ученик Христа” однозначно выберет церковь. Он к этому крепко подготовлен”.

“На сцену вышел молодой человек и произнес, что они создали фонд помощи пожилым людям и теперь принимают пожертвования, а кто пришел первый раз, может деньги не сдавать, - рассказывала Татьяна К., ходившая некоторое время на собрания общины. - Конечно, можно не сдать раз и второй, но потом ощутишь такое психологическое давление за свою “жадность”, что почувствуешь себя раздавленным “мнением коллектива”. Лучше сдать, и кто-то начинает тащить деньги у родителей. Там не дают остаться наедине с самим собой, внимание к колеблющемуся или новичку - беспрерывное, такое будто бы мягкое, ласковое и заботливое. Собрания - каждый день... Не придешь - почему? Отношение к дисциплине - с пристрастием”.

Финансовый аспект - вообще особый. Все члены общины отдают на ее благо “десятину” - десятую часть своих доходов. Никто не знает, как используются эти деньги. Ясно только, что на аренду залов, на содержание лидеров. Злые языки утверждают: более чем небедное содержание.

“Ритмичная музыка на собраниях способствует беспрепятственному попаданию текстов песенок на подсознательный уровень, - добавляет Светлана Данченко, преподаватель факультета психологии ДВГМА. - Любопытны и сами тексты: “Бог, я твой воин закаленный, в битве я крещен”, “Знаю, врагов всех одолеет и выиграет бой Он”. О каких врагах идет речь? И не окажутся ли в какой-то момент пропевающие эти песенки ежедневно готовыми пойти на “врага”, указанного богом или кем-то от его имени?”

Как-то разговорилась с православным священником. “Почему, - спрашиваю, - наша традиционная, родная церковь такая консервативная и скромная, как же вы собираетесь привлекать молодежь, если не идете в ее массы сами, не используете новых методов и форм? Ну там музыку, проповеди - простые и приближенные к жизни?” “Да нет же, - сказал он, поразив меня простотой истины, - человек сам должен прийти в церковь, его душа должна туда привести! Никогда не будем мы на улицах хватать человека за рукав”. Очевидно, действительно, истинная вера - нечто очень сокровенное и глубокое.

Церковь Христа, созданная в 1979 году в США, пришла к нам в Россию недавно. Но довольно быстро завоевала “звание” деструктивной и тоталитарной.

Сейчас информация о том, что церковь Христа квалифицируется как деструктивная, разослана всем ректорам вузов края: именно студенческая молодежь - интеллектуальная, склонная к духовным исканиям, в первую очередь интересует лидеров общины. Впрочем, в вузах и сами уже встревожились: пора возрождать идеологическую работу - тонко так, ненавязчиво, иначе уведут другие. Очевидно, ни к чему отдавать сомнительным религиозным группам залы кинотеатров...

Плохо другое: свидетели говорят, что на церковных собраниях уже заговорили о гонениях, преследованиях христиан. Готовятся к стоической борьбе: вот вам и “враг” подоспел.

Вывод до банальности прост: не будет противостояние этой религиозной общине эффективным, пока нет альтернативы - молодежных объединений, грамотно организованных, с авторитетным лидером. Где этих ребят будут ждать с таким же радушием и любовью, как и в церкви Христа. Но с радушием и любовью искренними...