“Плевать мы на нее хотели”
После августовского кризиса пахнуло ностальгией: в дефиците стала недорогая, но качественная косметика. Вновь радостно заблестели глаза добытчиц, сумевших купить питательное молочко за 20 рублей и шампунь за 15. Порывшись в косметичках, воспрянули духом: нас не смогут сломить бешеные цены в магазинах, продержимся на старых запасах. Пусть враги говорят: “Голь на выдумки хитра”. Настоящие женщины всегда творчески подходят к своему внешнему виду. Тем более при изобилии мы живем не так давно. Еще каких-нибудь 15-20 лет назад импортная косметика была пределом мечтаний, ее доставали по блату. Заказывали знакомым, уезжавшим в Прибалтику и Москву. Те привозили на родину мешки импортных блестящих коробочек и флакончиков. Все это можно было получить, отстояв несколько часов в очереди в столичные магазины Estee Lauder, “Ядран” или “Лейпциг”. Так что к дефициту не привыкать. Приспособимся. Тем более что уже есть свои наработки. В застойные годы представительницы слабого пола знали, как при полном отсутствии хорошей косметики выглядеть на все сто.
О борьбе за красоту в застойные годы Роль “Искусства” в жизни женщиныСегодня каждой женщине известно, какая тушь придаст особую выразительность ее взгляду. Мы научились выбирать: водостойкая, удлиняющая, тушь для чувствительных глаз, с витаминами, цвета - и коричневая, и синяя, и зеленая. А вот раньше тушь была одна - черная сухая в картонной коробочке с пластмассовой неудобной кисточкой, которая заменялась на детскую зубную щетку. Особой популярностью пользовалась ленинградская “Бархатная” и “Театральная”. В идеале “отцы” изобретения мыслили, что тушь женщины будут разводить водой. Некоторые так и поступали, но чаще все-таки в тушь плевали - с душой, с прицелом. Тем более, как свидетельствуют использовавшие “Театральную” годами, только оплеванная она приобретала “нужную консистенцию”.
Из импортных больше всего котировалась тушь “Золотая роза” (Lancome), “Луи Филипп” и итальянская Pupa. Стоила она дорого, ее расходовали только “на выход”. Когда тушь заканчивалась настолько, что ее уже было невозможно развести ни водой, ни спиртом, ни альбуцидом, блестящий патрончик начиняли отечественным продуктом. Резали “Театральную” или “Бархатную” лапшой и заталкивали внутрь, туда же заливали розовую или обычную водопроводную воду.
Некоторые особо смелые красавицы покупали тушь у цыганок, варивших сей продукт из толченого грифеля и мыла. Вообще у цыганок, торговавших на привокзальной площади косметикой преимущественно польского производства, можно было купить что-нибудь пусть и поддельное, но с почти натуральным “блеском” и задешево.
А самые отчаянные красили глаза немецким гуталином. Причем тогда понятия не имели, что такое аллергия. Пусть от того гуталина и туши слипались ресницы, краска осыпалась и подтекала, но от аллергии никто не страдал!
Кстати, в начале 80-х модницы красили глаза по полтора-два часа, нанося тушь слой за слоем. Ресницы получались “полочкой”, на которой спокойно держались несколько спичек.
С помадой в те счастливые годы было также напряженно. Использованные до основания тюбики не выбрасывались. “Пеньки” выковыривались шпилькой, плавились и сливались в баночку. Некоторым дамам, обладавшим невероятной ловкостью, удавалось залить помаду в тюбик. Между прочим, в результате смешения остатков нескольких тонов получался какой-нибудь интересный цвет, какого в магазине и не разыскать. На губы помада наносилась вполне современно - кисточкой из детского набора для рисования.
Румян в то время было не достать, поэтому щеки красили “губнушкой”. Румяна и помада получались тон в тон. Самый популярный в 60-70-е рижский журнал мод “Силуэт” советовал натираться морковным соком, чтобы кожа получала витамин А плюс щеки радовали глаз морковным румянцем.
С контурным карандашом для губ, как и со всем остальным, тоже были проблемы. А добиться ровности очертаний очень хотелось. Женщины поступали просто: в ход шли карандаши “Искусство”. Иногда “Искусством” полностью закрашивали губы. В 80-х появились фломастеры. Ими тоже стали красить губы. Вот они самые первые суперстойкие “помады”, которые не могли стереть с губ ни поцелуй, ни куриная ножка.
Тени в застойные годы были на вес золота. По большому блату можно было достать только польские и болгарские тени. А по очень большому блату - немецкие. Те, у кого нужных связей не было, красились тертыми цветными школьными мелками, разведенными водой. Сверху их можно было присыпать новогодними блестками - получался праздничный вариант. А еще с елочных игрушек соскребалось покрытие, получалась блестящая пудра, которую наносили на веки, щеки, посыпали ей волосы. Кроме того, глаза красили небезызвестными карандашами “Искусство”, “Спартак” и “Стеклограф”. Некоторые экспроприировали у знакомых художников серебристые и золотистые краски, служившие тенями и тушью для волос.
Подводки не было в принципе. Модные в 70-х глаза со “стрелками” делали следующим образом: на обратную сторону маленького зеркала опять же плевали, разводили черный карандаш и тонко обструганной спичкой рисовали аккуратные “стрелки”.
Брови чернили урзолом. Средство было таким сильным, что красило еще и кожу. Получались брови настолько радикального черного цвета, что пугали окружающих неделю-другую. Иные косметологи хранили секрет окраски бровей, при котором урзол смешивался с очень жирной сажей. Ее специально заказывали из деревни.
О существовании компактной пудры женщины в те годы даже не подозревали. Пользовались рассыпчатой “Балет”, “Красная Москва”, “Лебедь”. Иным удавалось достать комплект актерского грима, в который входил и тональный крем. Менее удачливые смешивали рассыпчатую пудру цвета “рашель” с детским питательным кремом “Чебурашка” и получали вполне приличную крем-пудру.
С проблемами кожи боролись при помощи смеси из детской присыпки со спиртовой настойкой. Разведенный водой коньяк становился лосьоном. Дистиллированное растительное масло заменяло дефицитный крем. Компонентами для масок служили майонез, лимонный сок, растительное масло, желтки, горчица.
Бидончик в ее волосахС секретами приведения волос в божеский вид у многих женщин связаны особые воспоминания. Во-первых, тогда никто не мучился выбором шампуней - их тоже не было. Считалось, что голову мыть нужно не чаще одного раза в неделю, а пачкалась она гораздо быстрее. Тогда для удаления жирного блеска волосы посыпались мукой или тальком, потом это все вычесывалось.
Волосы мыли хозяйственным или детским мылом, “ополаскивателем” служил уксус, а “бальзамом” - луковая шелуха. Для укрепления корней волос женщины втирали в голову мелко нарубленный лук. Чтобы истребить зловонный запах, потом волосы ополаскивались уксусом. Иногда это не помогало. Зимой особенно легко было узнать женщину, намедни укрепившую корни волос. Меховая шапка создавала “парниковый эффект”, в результате от волос дамы исходил пронзительный луковый дух.
Лук вообще был многофункциональным средством. Помимо всего прочего луковой шелухой можно было окрасить волосы в рыжий цвет. Но чаще всего красились хной. Самые продвинутые, чтобы достичь благородства тона, в хну добавляли кофе.
С особой фантазией подходили к прическам. В 60-х “бабетты”, огромные “коконы” из волос, которые делали высоко на затылке, считались супермодными. Чем больше был “кокон”, тем лучше. А волос не всегда хватало... Находчивые женщины в “бабетты” вкладывали маленький бидончик, искусно маскируя его волосами.
Сложнее было зафиксировать прическу без лака. Как вы уже догадались, его тоже не было. В начале 60-х в моде была “лохматость” прически. “Лохматость” закреплялась взрывной смесью из столярного клея, яичного желтка и сахарного сиропа. Кокетливые локоны прекрасно держались, если бигуди закручивали, увлажнив волосы “коктейлем” из пива или отваром льняного семени. Также лаки успешно заменялись крахмалом или желатином, но чаще - белком.
В конце 80-х в моду вошли пепельные волосы. Эффекта “пепла” на голове добивались просто: волосы посыпались серебрином (тем, что красят оградки) и фиксировались лаком.
И о ногтях. Лаки для ногтей были самыми простыми. А женщинам иногда хотелось праздника. Праздник создавала фольга от конфет. Ее мелко нарезали и бросали в пузырек. Получался лак с блестками. Одно время цветы на ногтях считались последним писком. Чтобы их сделать, сначала нужно было набрать на почте бумажных отходов - мелких кружочков, которые оставались от телеграфной ленты. Сначала на ногти наносили слой лака, затем иголкой аккуратно выкладывались цветы, сверху “конструкция” закреплялась еще одним слоем лака.
...И тела естественный духДухи, к счастью, были доступны. Почему-то их создатели предпочитали давать духам цветочные имена - “Белая сирень”, “Лесной ландыш”, “Роза”, “Фиалка”, “Красный мак”. Самыми дорогими долгое время считались свердловские “Каменный цветок”, стоившие 10 рублей. Революцию произвели польские “Быть может”. Духи за 2.40 могла себе позволить каждая женщина.
Чего не было абсолютно - так это дезодорантов. С природными запахами боролись с помощью специальных “потосборников” - подмышечников (что-то наподобие подплечиков), которые покупали в галантерейных магазинах. Подмышечники пришивались к одежде. Предполагалось, что менять их нужно ежедневно, но пришивать и отпарывать каждый день многим было некогда или попросту лень, поэтому пот “носился” неделями.
Кроме того, население активно уничтожало запахи при помощи аптечных препаратов - пасты Теймурова и жженых квасцов. В аптеках же покупался унылый флакон с белесой этикеткой, в котором содержался препарат под жутким названием формидрон. Предназначался он для борьбы с потливостью ног, но использовался исключительно в других местах. Причем был этот формидрон ядовитым, поэтому в первые минуты после нанесения жидкости женщина кричала примерно так же, как малыш из фильма “Один дома”. Зато после этого запах пота не появлялся несколько дней, даже если вы в это время танцевали до упаду или работали в полях.
Колготки чайного цветаИз всей одежды пределом мечтаний и стремлений для женщин были колготки. Одна знакомая вспоминала, как в начале 60-х годов подруга-буфетчица, сходив в рейс, привезла из Финляндии “штаны с чулками”. Тогда наши женщины еще не знали, как называются обычные капроновые колготки. Колготки рассматривали трепетно, страшно завидуя их владелице. В середине 60-х другой знакомой привезли из Армении колготки - “без трусиков”, что-то типа чулок на поясе. Таких ей больше видеть не приходилось.
Позже проблему колготок дамы решили, начав пришивать к панталонам чулки. Потом прозрачное “чудо” изредка стали выкидывать на прилавки.
Колготки нашего производства быстро становились белесыми. Белесость уничтожали, опуская их в крепкий чай. Позже белые колготки стали авангардом, и тут же их начали вываривать из обычных с куском хозяйственного мыла.
С колготками связана масса изобретений. К примеру, в “Детском мире” покупался 22-й удлиненный размер колготок или чулок в резинку, на которых распускались петли. В результате получался модный ажур на взрослый размер.
В начале 90-х пошло поверье, что если новую упаковку колготок поместить в холодильник, то им не будет сносу. Однако колготки с мороза рвались также быстро. Починить их могли в специальных мастерских, которые с приходом изобилия исчезли, но, может быть, скоро появятся вновь...
О вечном...Пусть долгие годы женщины красились неизвестно чем, варили, собирали по кусочкам, сливали в мензурки и баночки, выколупывали, мазались ядовитым, зато как выглядели! А сколько мужских сердец покорили глаза с гуталиновыми ресницами!..