"Крепитесь, люди. Скоро лето"
У известного столичного барда есть песня с таким названием. Этот бодрящий призыв частенько украшает замороженные стекла городского транспорта в пору лютых холодов, вселяя в нас заряд оптимизма. Наш приморский бард Сергей Булгаков, он же генеральный директор приморского творческого молодежного фонда “Приморские струны”, своей кипучей деятельностью, каскадом идей, просто образом жизни вселяет в окружающих не меньший заряд оптимизма. Причем умудряется делать это круглый год. Много ли у нас в городе найдется полноценно действующих молодежных организаций, делающих реальное дело, не связанное с коммерцией. Приморский творческий молодежный фонд “Приморские струны” словно островок в океане, прибившись к которому, обретешь круг друзей, возможность проявить свои способности, оказаться нужным
- Сергей, насколько актуальна поговорка “Готовь сани летом...” относительно фестиваля авторской песни на Шаморе?
- Лишь отчасти. Хотя начало сентября, наше традиционное время, как раз бабье лето. Ну а у нас - бабьи струны. (Смеется неожиданному каламбуру).
- Неужели “Приморские струны” постиг демографический взрыв и поющих женщин стало больше? (Мой вопрос с явным оттенком иронии.)
- Отнюдь. Все дело в том, что мы не делим участников по половому признаку. Так что больше у нас становится очень молодых и очень талантливых.
- И этому факту, как я понимаю, способствует деятельность вашего фонда?
- Мы берем на себя всю организационную функцию того, что связано с авторской песней. Для нас главное - сформировать пространство, где способный человек смог бы реализовать себя. Сама по себе авторская песня многогранна и является отдельным видом искусства. Единственное, что туда не входит, это балет. И то это вопрос спорный. (Ловит на себе мой скептический взгляд.) Я не себя имею в виду.
- Верю. И все-таки, авторская песня, какое место она занимает в работе фонда?
- Мы рассматриваем ее не как точку приложения, а как точку отсчета, которая стала поводом к настоящему движению. Сейчас по краю в общей сложности проводится до 15 фестивалей. Нас знают и за пределами Приморья, и за пределами России. В апреле участвуем в фолк-фестивале в городе Джуна (США), в мае в 4-м калифорнийском фестивале фолк-кантри “Полуостров”. Раскручиваем цикл фестивалей в Приморье.
- Сергей, для тебя “Струны” - цель, смысл, стержень жизни или дань увлечению молодости, тому времени, когда ты так ярко заявил о себе как автор-исполнитель?
- И то, и другое. Все настолько перемешалось. Трудно “Струны” отделить от своей жизни, себя от “Струн”. 21 год в одной упряжке, но “нам не скушно вдвоем”. Меняются “Струны”, но меняюсь и я.
- Окончив актерское отделение нашего института искусств, извини за подробности, со второй попытки, ты все-таки не стал актером. Или как-то соприкасаешься с профессией, некогда выбранной тобой?
- Обязательно. У меня несколько моноспектаклей: по стихам Иосифа Бродского “И вся та жизнь - биенье сердца”, “Сказание о граде Китеже”, “Четвертый путь”. Помню, в институте после показа “Сказания” разразились споры: что это, музыкально-поэтическая композиция или спектакль? Как выяснилось, я склонен к смешению жанров. Так что всех запутал. Но, слава богу, не себя.
- Помнится, лет 10 назад ты принял участие в конкурсе поющих актеров памяти Андрея Миронова.
- Я тогда сам проявил инициативу, отправил в Москву записи своих песен. Прошел все три тура. Жюри конкурса представляли Елена Камбурова, Николай Караченцов, Лариса Голубкина, Мария Миронова. Для меня стало событием участвовать в заключительном концерте. Но это начинание, к сожалению, так и зачахло! Хотя поющих актеров не стало меньше...
- Кого ты можешь назвать своими учителями?
- Этих людей очень много. Дело в том, что я по природе своей легко отождествляюсь с теми, у кого хотел бы учиться. С кем-то меня судьба таки свела. Окуджава, Дольский, Никитин, практически все барды... Одним из своих учителей я могу назвать Владимира Моисеевича Кладницкого. Это был уникальный человек. Долгие годы он возглавлял клуб авторской песни “Антропос”. До последнего, ему было уже 86 лет, вел кафедру высшей математики. Удивительно молод душой был этот человек. О нем могу говорить бесконечно.
- А сам ты в чьей-нибудь судьбе сыграл решающую или поворотную роль?
- Да, и думаю, не в одной. Полагаю, что на меня никто не в обиде из тех, в ком я как-то поучаствовал.
- Удалось ли тебе в семейной жизни избежать конфликтов на почве твоей суперзанятости?
- Сложный вопрос. Семья не может не страдать, если ты по уши в деле, которое захватило тебя. Тут без обоюдных компромиссов ну просто не обойтись.
- Твоим детям передалось твое увлечение?
- Сын рвется в самостоятельную жизнь, горя желанием проторить свой путь. У него масса своих увлечений. Это и живопись на серьезном уровне (2-й курс художественного училища, участие в российских и международных выставках. - Прим. автора), и альтернативная музыка. Барды Мишу не увлекают. А дочь Полина учится в гимназии. Ее музыкальные симпатии тоже далеки от авторской песни. Из того, что связано с моими пристрастиями, ее, по-моему, привлекает лишь моя причастность к актерству.
- Как ко всему этому относится твоя жена?
- Татьяне, судя по всему, нелегко со всеми нами, такими упертыми и увлеченными.
С трудом себе представляю, как Сергей Булгаков однажды решил изменить свою жизнь. Ушел из “содружества бардов”, даже продал свой инструмент, свою красавицу гитару. Порывался сжечь стихи, тексты песен. Взял, так сказать, семейный подряд. “Так все подряд и торговали: я, жена, теща”. Сначала у Сергея был лоток с мороженым. Потом был небольшой магазинчик. Потом было много проблем. В конце концов все вернулось на круги своя.
- Я не терзаю себя риторическими “Что делать?” и “Кто виноват?” Для меня очень важно ответить самому себе на вопрос “Зачем?”
- И если не находишь ответа, то?..
- ...то делаю поворот на 180 градусов.
- Или на 360. Кто ты по знаку Зодиака?
- Я Лев, но лишенный тщеславия, не склонный к переоценке самого себя. Мне удалось подавить в себе эти наклонности. И если “природа” не дает жить спокойно, пытаясь взять свое, там внутри некий “сторож” вовремя закрывает ворота - отдыхай, парень. Я убежден, если в себе культивировать не лучшие стороны характера, то не стоит и пытаться возглавлять хоть какое-нибудь дело.
- Насколько сегодня легче работать с вышестоящими структурами, чем в пору гонений на авторскую песню?
- Я бы не сказал “легче”. Сегодня просто другой уровень общения. Мы не сталкиваемся с чиновничьей упертостью, необъяснимыми запретами. Мы сотрудничаем с деловыми людьми. Тем не менее ни один вопрос не решается мгновенно.
- Кто-нибудь пытался использовать популярность авторской песни среди молодежи для участия в предвыборной кампании, например?
- К нам как-то обращались с предложением купить фестиваль “Приморские струны”. Были и другие попытки переговоров. Но мы не играем в политические игры.
- Самое яркое впечатление года минувшего?
- Несомненно, это бард-автопробег Владивосток - Хабаровск, посвященный 60-летию образования Приморского и Хабаровского краев. 30 машин с мигалкой во главе колонны. В каждом городе встречали не просто хлебом-солью, а гигантскими расписными караваями. Было такое впечатление, что по этапу нашего следования люди соревнуются между собой: кто круче встретит. Так что пирогов мы тогда наелись на всю жизнь.
- (Рассматривая фотографии.) Я вижу тут весь цвет приморских бардов, знакомы все лица.
- Еще бы: дуэт “Сентябрь”, группа “Зеркало-река” (Владивосток), Леонид Сергеев (Москва), Ирина Балашова, Андрей Земсков (Хабаровск), Светлана Трофимова (пос. Витязь), Александр Чернов (Дальнегорск). Все лауреаты-перелауреаты российских и приморских конкурсов, просто классные ребята. 17 концертов за 10 дней. Народ аплодировал стоя. Полный вперед.
- У этого начинания будет продолжение?
- Вот планируем в июне рвануть в Самару на Грушенский фестиваль бард-автопробегом.
- “Все в автодор”!
- Хотите прокатиться с нами?