Возвращение броненосца
Весь кинематографический и цивилизованный мир в этом году отмечает столетие великого режиссера Сергея Эйзенштейна
Именно в 20-е годы авторитет нашего кино был чрезвычайно высок. И, как ни странно, благодаря юбилею Эйзенштейна сегодня снова говорят о возвращении отечественного кинематографа на мировую арену.
В программу года Эйзенштейна вошла картина Геннадия Полоки “Возвращение броненосца”, показ которой завершился на РТР в минувшую неделю. В картине нет ни самого Эйзенштейна, ни броненосца, просто есть символическое представление о старом кинематографе, который состоял не только из эпохальных драм, как “Броненосец Потемкин”, но и из мелодрам, комедий. Этот фильм - признание в любви традиционному, прекрасному старому кино.
Сам же Геннадий Полока по убеждению авангардист. Его ленты “Республика ШКИД”, “Интервенция” воспринимались как манифест. И если “Республика ШКИД” сразу же завоевала симпатии зрителей, которые неизменно держатся более 20 лет, то “Интервенция” была положена на полку. Правда, нашлись люди, которые, рискуя собственной карьерой, судьбой, выкрали эту ленту из Госфильмофонда для Геннадия Полоки. С этой кинокопией “Интервенции” режиссер-постановщик объехал полстраны. Ездил 20 лет! Новосибирск, Таллин, Минск, Одесса - здесь хорошо помнят тайные просмотры “Интервенции” в залах секретных НИИ, в студенческих аудиториях. А потом, как на подобных концертах Высоцкого, с шапкой по кругу, по 1 рублю. Снимать новые фильмы Полоке тогда не давали. Жил с этих своеобразных гастролей.
Потом против Геннадия Ивановича было сфабриковано дело, после бесконечных следствий его посадили... За него тогда вступился Союз кинематографистов, дело было пересмотрено, и его реабилитировали.
Странную жизнь прожил в кинематографе Геннадий Полока: правил огромное количество картин, переписал массу сценариев и все не под своей фамилией, даже порой под женским именем.
Идею фильма о киноэпохе Эйзенштейна начал вынашивать давно. Очень хотелось, чтобы выход ленты совпал с юбилеем.
Сегодня Геннадию Ивановичу Полоке 69 лет. За плечами талантливого режиссера всего 6 киноработ. Десятилетия простоя, при колоссальной потребности работать, не раз могли подвести его к срыву.
Уберегала Геннадия Ивановича способность даже во сне “снимать” неосуществленные кинопроекты.
Геннадий Иванович Полока не числится в киноэнциклопедии и не занесен в Интернет, к стыду и сожалению. Но его “Республика ШКИД” (он же автор сценария), “Интервенция”, “Возвращение броненосца” - яркие страницы отечественного кинематографа, достойное продолжение эпохи Эйзенштейна.