Сундучок Мельпомены

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Именно так назвал свою книгу Виктор Бусаренко, художественный руководитель Приморского краевого театра кукол, предварив ее симпатичной притчей про двух дочерей богини памяти Мнемозины: музу трагедии Мельпомену и музу комедии Талию. Из которой явствует, что в сундучок Мельпомены, предназначенный для хранения театральных реликвий типа лавровых венцов, лукавая Талия насобирала ворох шуток, баек и прочих театральных несуразностей. Разгневанная Мельпомена вышвырнула из своего сундучка этакую безделицу, а Виктор Васильевич “подобрал” ненароком бесхозные сокровища, и получилась добрая, смешная, трогательная книжица.

Безусловно, особый восторг книга вызвала в театральных и околотеатральных кругах. Но, поверьте, даже для случайного читателя она будет весьма занятной. Анекдотичность ситуаций, потрясающая находчивость персонажей, легкий юмор делают книгу притягательной для многих. Истории, рассказанные Виктором Бусаренко, сопровождают удачные иллюстрации, дружеские шаржи на знаменитых театральных личностей Владивостока, сделанные главным художником театра кукол Евгенией Турецкой.

Презентация книги Бусаренко прошла в минувшее воскресенье на сцене Приморского краевого театра кукол сразу же после благотворительного концерта заслуженного артиста России Александра Пономаренко и актрисы Натальи Парфененковой “Не веришь мне, поверь романсу”. Естественно, что после официальной части актерам было что вспомнить. Александр Пономаренко когда-то блистал пародиями. Книга сокурсника и коллеги стала поводом тряхнуть стариной. И вот на сцене “кукольного” один за другим стали оживать страницы “Сундучка Мельпомены” - знакомые зрителям образы актеров и режиссеров.

* * *

Манеру Табачникова делать замечания не пародировал только ленивый. Выглядело это так: откидывается голова, прищуривается правый глаз, и сквозь усы, неожиданно мощным для тщедушного тела голосом, “в нос”:

- Ну, кто это там болтается по сцене, как волос в супе?..

* * *

Способный молодой актер стал попивать. Его увольнение главный режиссер ТЮЗа, а впоследствии театра кукол Игорь Михайлович Лиозин объяснил так:

- Я понимаю, можно выпить один-два раза в неделю. Ну, три, ну, четыре. В конце концов, пять-шесть раз. Но чтобы каждый день - это, уже извините, перебор!

* * *

Есть в театре такой, глуповатый, в общем, обычай: когда играется последний спектакль сезона, последним словом, которое произносит актер, уходя со сцены, должно быть “всё!”. Но это полагается делать как-то оправданно, чтобы не заметили зрители и не разрушился спектакль.

Гастроли в Петропавловске-Камчатском приморский театр закрывал шекспировским “Юлием Цезарем”. По пьесе большинство персонажей гибнет - кого убивают, кто сам закалывается... И исполнители, падая на сцену, один за другим хрипели: “Всё!..” Прощай, мол, белый свет и молодая жизнь!

Наутро Басин собрал группу.

- Как вы могли, - гневно распекал он актеров, - искажать великие стихи Шекспира! Да вы знаете, что древние римляне специально заранее готовили свои предсмертные слова, чтобы они остались в истории? Вспомните Нерона: “Какой великий артист умирает!” Того же Цезаря: “И ты, Брут!” А вы как на подбор блеяли это убогое “всё!” Что это за дичь?..

Долго он еще снимал стружку с виновных, а завершил так:

- Подумайте над тем, что я сказал, в отпуске. Гастроли мы закончили. ВСЁ!

Тираж книги Виктора Бусаренко “Сундучок Мельпомены” очень скромен - всего 1000 экземпляров, и вполне возможно, что в скором времени она станет библиографической редкостью.