Вертолетчики “заправляются” картошкой
Признаться, собирались мы в Черниговку без особого энтузиазма. Просто невмоготу уже смотреть на беспросветное положение военных. Тем более что предстояла встреча с авиаторами легендарного, едва ли не самого именитого подразделения в истории российских ВВС, у истоков которого стоял Ленин. И увидеть их в неглиже?.. К счастью, действительность превзошла наши “ожидания”. Хотя, конечно, характерных “рудиментов” было в избытке. Это и устаревшая материальная часть, и перебои с топливом, и задержки зарплаты. И, наконец, весьма скромное питание, в чем, кстати, мы сами смогли убедиться, пообедав вместе с летчиками в офицерской столовой. Но было и другое. Во всем чувствовались подтянутость, дисциплина. Занятия идут строго по планам, учения, пусть и в урезанном виде, но проводятся регулярно.
Лучший российский авиаполк отметил 80-летний юбилей, но его в крае не заметилиКогда мы попросили командира полковника Сергея Кузнецова подыскать для интервью наиболее достойного офицера, он пожал плечами:
- А их и искать не надо.
И окликнул проходившего мимо молодого офицера.
Знакомимся. Капитан Виталий Куркин. Ему 29 лет, вместе с учебой в училище его служба составляет 12 лет, по летным меркам уже ветеран, вправе - есть такая у военных привилегия - оформляться на пенсию. Но и мысли об уходе в запас не допускает. “Буду еще летать”, - уверенно говорит он.
Хотя с каждым днем делать это Куркину и его товарищам все труднее и труднее.
- В начале 90-х, - рассказывает капитан, - я еще успел захватить полковые учения по полной программе, когда в небо поднимались армады машин, а сейчас и эскадрилью проблема собрать. Недавно, чтобы провести годовые учения на полигоне, пришлось занимать технику у соседей. Раньше каждый из нас мог 120-150 часов налетать за год, сейчас в порядке вещей 10-15 часов, а то, случается, некоторые летчики за год ни разу в воздух не поднимаются. Выручает опыт прошлых лет. Мне, правда, повезло. Готовился к сдаче на 2-й класс и имею 50 часов, товарищи откровенно завидуют.
Прелестей перестройки молодому офицеру и его близким пришлось хлебнуть сполна.
Он вырос на самой южной границе бывшего СССР, в городе Термезе, в школе учился с узбеками, таджиками. В самом кошмарном сне не мог представить, что некоторым его сослуживцам прикажут вести боевые действия на территории родной страны. Сегодня его мать, заслуженная учительница, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, вынуждена на старости лет сниматься с насиженного места по причине, как сказал Виталий, национальных проблем.
И здесь, на Дальнем Востоке, его “достала перестройка”. Жена Стелла работала в отделе культуры районной администрации, попала под сокращение, сейчас безработная, двое детей. А зарплата у лучшего летчика полка 1500 рублей, приносит домой 1100. “У меня это второй брак, - смущенно поясняет Виталий, - плачу алименты. Выходит в месяц по 275 на брата. С такими деньгами не забалуешь...”
Пришлось им, выросшим в городе, постигать азы сельского хозяйства. В прошлом году осилили три сотки огорода, в этом засадили картошкой все 12. Да еще помидоры и огурцы выращивают.
Впрочем, так сегодня расширяют свой профиль многие другие вертолетчики.
Бывший бортовой техник Иван Петрович Лучицкий воевал в Афганистане. Дважды был сбит, уцелел чудом, попадал в окружение, дрался с “духами”, но сумел выкарабкаться целым и невредимым.
- Инстинкт самосохранения еще ни разу меня не подводил, - рассказывает ветеран. - Не поверите, но как только вся эта кутерьма с перестройкой завертелась, я нутром почувствовал - надвигается беда. Все вокруг упиваются свободой, а я жене: давай, пока не поздно, пустим в дело все сбережения. Купили один трактор, другой, инвентарь, обзавелись живностью. А тут Гайдар в аккурат с реформами подоспел, почище афганского “духа” накрыл.
Уйдя в запас, Иван Петрович встретил реформы во всеоружии. Сегодня он уже крепкий фермер. Своим сослуживцам бесплатно пашет огороды, помогает окашивать аэродром. А для молодых офицеров он прежде всего - наставник, своего рода комиссар. Очень гордится тем, что и деды, и отец, если Родина звала, свой долг выполняли с честью, до конца. Теперь вот и зятья пошли по военной линии. Оба - офицеры, служат в соседнем истребительном полку.
Картошка, конечно, нужное дело, но первым делом все-таки вертолеты. Все сроки обновления машин вышли, а новых нет. Если у пилотов запас прочности еще сохраняется, то техника своей ресурс уже выработала. Это прекрасно понимает командование ВВС. Начальник управления армейской авиации генерал-полковник Виталий Павлов тоже был на юбилее, но прилетел не столько по случаю праздника, сколько затем, чтобы хоть что-то решить на месте. Вместе с многими черниговцами генерал прошел Афганистан и как никто другой в курсе их проблем. Он твердо пообещал, что как только будут запущены в серийное производство “Черные акулы”, первые 3 машины получит именно черниговский полк. А пока суд да дело, договаривается с руководством “Прогресса” о налаживании выпуска новых агрегатов взамен устаревших на “Ми-8” и “Ми-24”.
Финансовый кризис вещь, конечно, серьезная. Но есть еще один вид дефицита - самого элементарного внимания, не требующего больших материальных затрат. Невероятно, но, как говорится, факт. Юбилей остался практически незамеченным в родном крае. В то время как из Москвы прибыли высокие гости во главе с представителями руководства Госдумы, отряда российских космонавтов и командования ВВС, ни из приморской администрации, ни из краевой думы никто даже не счел нужным приехать. Хотя бы порядка ради. Стыдно, господа власть!