Гаудеамус, конопля

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Широчайшее распространение наркотиков в студенческой среде, прогрессивной и стремящейся все в жизни познать и прочувствовать, неудивительно. Для одних сынов “кормящей матери” нечастое употребление “химки”, эфедрина или кокаина - интересная прогулка в неизведанную сторону сознания (начитались Маккенны, Берроуза, Кастанеды, Хаксли). Другие же с помощью наркотиков приобретают не только новый взгляд на привычные вещи, но и сильнейшую зависимость, которая неизменно переходит в болезнь. “Гаудеамус” - от латинского “так будем же радоваться” - слово из всемирного студенческого гимна “Gaudeamus iqitur” - приобретает сегодня еще и дополнительный смысл, что печально...

“ШУГАНЬ, ПАЦАНЫ, В НАТУРЕ, ДЕЛО ШУГАНЬ!”

Мы втроем молча шагаем к остановке, чтобы поймать машину. Уезжаем из одного студенческого общежития в другое. В ушах шум. А на улице слишком холодный для августа ливень. Единственная реалия, которую я могу чувствовать. Все остальное - разные варианты страха. Обычно мне было от “химки” очень хорошо: видения, полеты и все такое. А сейчас мне страшно. Мне страшно стоять на обочине: машины, несущиеся по направлению ко мне, вот-вот собьют, но в последний момент они недотягивают до цели... Сидим в попутке. Первый, обращаясь к пожилому шоферу, начинает “гнать” насчет того, что водитель, по его данным, не совершил в жизни ни одной аварии.

- А ты почем можешь знать?

- По вам же видно!

В этот момент меня охватывает еще один непреодолимый страх. Видение: когда мы будем выходить из машины, водитель повернется и выстрелит мне в лоб из пистолета. Когда этого на деле не произошло, прошиб холодный пот.

Вечер закончился полной психоделией: Первый и Второй ушли “снимать девок” на Набережную, а я остался один на один... с говорящими плакатами. И с наспех слепленными бутербродами - ужасно хотелось есть. Утром решил: “химки” впредь лучше избегать.

НЕПРИКРЫТЫЙ КАНАЛ

“Студенческие общежития мы не проверяем, наше законодательство не позволяет вот так просто прийти к человеку и проверить. Наша работа состоит в другом - мы проводим мероприятия по подрыву сырьевой базы, - рассказывает начальник управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД Приморского края полковник милиции Владимир Скулкин. - Считаю, что бороться с наркоманией у студентов должны советы общежития, локальные службы безопасности, санитарные врачи...”

Массовое потребление марихуаны, особенно в молодежной среде, сформировалось не за один день. Как выражение социального вызова курение конопли было принято в среде хиппи, которые в ее усыпляющем дыму проповедовали пацифизм и искренность. На Западе потребление марихуаны приобрело характер эпидемии - в 1972 году больше половины студентов американских университетов пробовали ее хотя бы один раз. До российских окраин эта эпидемия докатилась в конце 80-х-начале 90-х годов.

Логично, что среди студентов, да и среди школьников (учителя жалуются на постоянный дурман в школьных коридорах от потребляемой “травки” - да все бесполезно) безопасно в открытую употреблять наркотики. Милиции по своим каналам легче выявить человека, постоянно снабжающего гашишем следственный изолятор (как было в этом ноябре), чем лезть в такую корпоративную “область знаний”, как высшие учебные заведения. Обеспеченные сынки - немалый контингент сегодняшних вузов - иногда предпочитают “дурь” подороже и посильнее: экстази, героин. Но в основном все употребляют товар, изготовленный из конопли, - гашиш, “химку”...

Места, где можно купить наркотики, хорошо известны регулярным потребителям. Упрощает дело наличие в общежитиях людей, постоянно сбывающих привезенный товар. Обычно этими наркобаронами являются сами студенты, заимевшие нужные связи в околокриминальных кругах. Все время жить “на нервах”, “на шухере” - дело не из легких. Но зато это с лихвой окупается: какой-никакой заработок. С последними событиями “химка” подорожала до 25 рублей за папиросу. Хотя здесь есть еще одна “заморочка”. Эти студенты обычно представляют финансовые интересы более близких к посевам сырья людей. И к тому же они, продавая “косяки”, сами постоянно курят. Весь заработок уходит в “торч”.

Милиционерам не составляет труда расставить акценты социальной иерархии с учетом положения дел в наркобизнесе. Есть бедные, и есть богатые. Первых из приморской глубинки, чтобы заработать на хлеб насущный, привлекает идея наркобизнеса. Вырастил у себя в огороде за большим забором коноплю - прокормишься. Анекдотический инцидент, когда сотрудники управления в Ханкайском районе обнаружили огород 70-летней старушки, весь засеянный коноплей и маком, - не единичный случай. Как-то знакомый коммерсант, оказавшись в богом забытом селе неподалеку от Дальнегорска, разговорился с местным жителем.

- Как же вы выживаете здесь в наше время? - спросил он.

- Зимой голодать не будем, - был ответ. - В этом году конопля хорошая уродилась, да еще кедровый орех китайцам продаем...

ТАК ВОТ ТЫ КАКОЙ, КОНОПЛЯНЫЙ КЛОП

“Сидит “торчок” в парке на скамеечке. К нему подходит бабушка и спрашивает:

- Милок, не подскажешь, как найти площадь Ленина?

- Дай, бабуля, подумать... А вот, вспомнил: чтобы найти площадь Ленина, надо длину Ленина умножить на его ширину...”

Данный анекдот дает яркое представление об интеллектуальном уровне человека, обкурившегося марихуаной. Бессвязная речь, большие логические пробелы в ней. Наркоман постоянно перескакивает с темы на тему, много внимания уделяет маловажным деталям. Такого человека и внешне нетрудно распознать по красным глазам, характерной мимике из-за сухости во рту, беспричинному возбуждению, запаху горелой травы, исходящему от одежды, волос. Ни дать ни взять - конопляный клоп.

С годами у потребителя развивается психологическая зависимость - его тянет к наркотику, как к оставленной любовнице. Наркоман теряет интерес к жизни, бурлящей вокруг, становится апатичным, наблюдается притупление эмоций, невозможность концентрации, интеллектуальная деградация. Хроническое потребление гашиша у впечатлительных личностей может вызвать изменение мировоззренческих принципов.

В больших количествах ТГК является сильным ядом, нарушающим многие психические и соматические реакции. Ученые пришли к выводу, что тетрагидроканнабинол можно использовать как боевое отравляющее вещество. В боевых условиях это означает, что отравленный солдат не может резко вскочить на ноги. Нетрудно догадаться, чем это ему грозит в реальных условиях.

К счастью, физической зависимости, как, например, к опиатам, к конопле не возникает, т. е. курить ее можно бросить без всяких ломок и головных болей. В связи с чем многие пропагандисты, выступающие за легализацию марихуаны, считают, что этот наркотик значительно менее вреден, чем традиционный алкоголь. В какой-то степени это верно. Для китайца или жителя Индии спиртное более губительно, чем опиум или марихуана, так как алкоголь не соответствует духу восточной цивилизации. У европейцев или североамериканцев наблюдается обратное.

НОВЫЙ СПОСОБ “ОТМАЗАТЬСЯ”

Мы знали, что чуть ли не в каждом вузовском общежитии Владивостока можно найти химку. Другое дело, что на традиционный вопрос “Есть что втарить?” обычно ответ отрицательный. И это неудивительно - Приморью всегда недоставало наркотиков. Даже с учетом того, что фабрика конопли - местная провинция - выращивает немало. Опиум из Средней Азии и Афганистана, эфедрин из Китая и Южной Кореи, турецкие героин и кокаин не удовлетворяют всех потребностей наркоманов. Да и УВД не спит: только в ходе операции “Конопля” этого года было уничтожено 8 тонн сырья.

Наши силовые структуры идут проверенным и довольно эффективным путем - уничтожают сырьевую базу. В 1998-м было возбуждено уже 372 уголовных дела за посев конопли. Сегодня нет целевых рейдов милиции по наркопритонам краевого центра. Тем более по студенческим общежитиям или учебным корпусам вузов. Увэдэшники, столкнувшись с провинциальным беспорядком, внесли в краевую думу предложение установить административную ответственность для тех руководителей районов и населенных пунктов, которые не будут у себя на местах бороться с посевами...

В этот вечер мы все же находим пареньков с пакетиком уже сваренной продукции под матрасом. По заказу клиента папироса из-под “Беломора” лишается табака и наполняется несколько иным продуктом. По пути домой клиент первым делом прячет “косяки” с нахимиченной “Марией-ткачихой” в складках своей одежды - на случай, “если менты по дороге попадутся”.

- Современные законы подстроены у нас в стране под преступника. Нет, к примеру, единого толкования, что такое “добровольная выдача”. Поймали мы, допустим, парнишку с поличным. А он говорит, что в этот момент нес в милицию сдавать товар. Но как тут поверишь, что он не врет. Между тем за октябрь во Владивостоке только в 100 делах из 188 удалось доказать, что никакой “добровольной сдачи” не было и в помине. Получается, что в 50 процентах случаев люди просто уходят от ответственности, - поясняет Владимир Скулкин.

А об ответственности нужно помнить всегда. Об уголовной ответственности, которая в соответствии с законом о наркотиках, принятым весной этого года, наступает автоматически - как только вы берете наркотик в руки или пробуете его. По новому закону преступлением становится не только перевозка или распространение, но и употребление. Отсюда следует логический вывод: все, кто страдает наркоманией, - преступники. И неизвестно, что с ними делать: сначала лечить, а потом сажать в тюрьму или сначала сажать, а потом лечить...

Безусловно, в борьбе с социальным злом юридические санкции играют немаловажную роль. Но они должны применяться дифференцированно: в случаях контрабанды, в случаях, когда людей, и особенно детей, склоняют к употреблению и

т. д. Когда же исключительные меры применяются к рядовым любителям нирваны, которые испытывают в наркотике уже и физиологическую потребность, можно сказать прямо - это неразумно. Но тем не менее имеет место быть.

* * *

Заходим в комнату. “Через часик организую отличный “дуст”, идет?” - говорит нам один из посвященных. Ждали почему-то долго. В это время хозяин комнаты решил похвастать фотоснимком. Паренек стоит где-то в сельской местности. На фоне... дикорастущей конопли гигантских размеров. “Видали, какая у нас растет?”

...Курили мы по методу “задувания париков”. Чтобы наркотический дым меньше рассеивался. Два косяка на четверых сполна сделали свое дело. Мы были никакими...

Ни о какой ответственности мы даже и не думали...