Дворянам к лиху не привыкать
Старейшему гарнизону Владивостока, располагающемуся на острове Русском, всегда везло на хороших людей. Поэтому не случайно после рассказа о непростой судьбе Тамары Николаевны Измайловой (Левковой), родившейся в гарнизоне еще до революции, офицеры стали думать, чем можно помочь пожилой женщине в это нелегкое время. Когда от имени всего личного состава заместитель по воспитательной работе А. Николаев и старший матрос Ю. Селезнев вручали нехитрый подарок Тамаре Николаевне, надо было видеть, какой благодарностью лучились ее глаза.
Тамара Николаевна, потомственная дворянка, родилась в 3-м временном крепостном госпитале, где служил ее отец. В метрике указано, что на март 1915 года на Поспелове родились 8 девочек (и ни одного мальчика). Потом отец служил в центральном госпитале Владивостока. Когда в 22-м в город вошли красные, персонал разбежался, а Николай Левков, надев форму, попрощался с семьей и пошел на службу. Вернулся начальником госпиталя. “Отец получал паек, но отдавал его медперсоналу. А мы голодали. Он всегда говорил - без санитарок и нянечек я ничего не значу. Без них ничего не смогу сделать, а им сейчас труднее, чем нам”.
Ее мать, Маргарита Бонам, любила хаживать в гости к Ольге Соловьевой, чтобы вдоволь поболтать на родном французском. Отсюда знакомство с семьей Арсеньева. Всего не пересказать. Смерть отца, блокадный Ленинград, эвакуация, снова Владивосток... 30 лет работы в симфоническом оркестре Приморского радио.
Столь же немолода и Валентина Федоровна Хрусталева, тоже родившаяся на Русском. Ее рассказы о будничной жизни, повседневных заботах гарнизона 34-го Восточно-Сибирского полка можно слушать бесконечно.
Тамару Николаевну и Валентину Федоровну роднит Эпоха. Они не просто старожилы города, не просто его история - они его Душа. В них обаяние старого Владивостока, философия той нашей жизни. Эти дамы не простят мне, если скажу, что они в чем-то нуждаются. Но помочь бы надо - время такое. Позвоните по телефону 268-402, мы подскажем, как это лучше сделать. А заодно, может, позвонят и другие хранители летописи Владивостока - так важно не терять память.