Спиричуэлс - в подарок от японцев
В последние годы джазовые исполнители, к сожалению, редкие гости на подмостках Владивостока. Да что там гости, когда даже местные джазисты устраивают свои сейшены в узком кругу, не афишируя их широкой публике. Между тем поклонников этого музыкального жанра в городе предостаточно. Есть подозрение, что и 8, и 9 ноября на подступах к Камерному театру драмы, где в эти дни пройдут концерты джазовой музыки, будут спрашивать лишний билетик. В театрально-концертных кассах города они уже давно проданы.
Позабыли-позабросили глубинку мэтры отечественного джаза. Кто скажет: где джазовая группа “Каданс”? Сергей Воронов? Алексей Козлов? Игорь Брилль? Один незабвенный Леонид Чижик чего стоил...
Меломаны утверждают, что слушать джаз в записи - сродни купанию в сапогах. Так вот, благодаря стараниям Японского культурного фонда любители джазовой музыки смогут “вживую” насладиться творчеством известных японских музыкантов: джазовой скрипачки Ооцу Дзюнко и джазового пианиста Сато Масахико. В концерте прозвучат произведения и традиционно классического, и современного джаза, джазовые обработки народных песен и авторские композиции самих исполнителей. А исполнители, надо отметить, признанные виртуозы в джазовом мире.
Дзюнко после высшей школы при Токийском институте искусств продолжила обучение в музыкальном институте “Джулиардо” в США. После дебюта в Карнеги Холл газета New York Times назвала ее многообещающей скрипачкой. Дзюнко с успехом выступала с оркестром “Сент Луиз”, позднее организовала джазовый ансамбль ECC0-Trio. Ооцу Дзюнко предпочитает жить на родине джаза - в Америке. Впрочем, она часто гастролирует по Японии, где высоко оценили ее творчество, удостоив звания заслуженного деятеля искусств.
Джазовый пианист, композитор и аранжировщик Сато Масахико свой первый альбом под названием “Парадзиуму” издал аж в 1969 году, за что был премирован “Японским джазовым призом”. Получив отличное музыкальное образование в Токийском университете, Масахико решил совершенствовать свое мастерство в США, в музыкальном институте Бакли. Сегодня Сато Масахико имеет собственную продюсерскую студию Baz Rekords. В его творческих планах есть место и новым джазовым композициям, и музыке для кино и телевидения.
Музыкальные теоретики второе столетие ломают головы над феноменом джаза. И то сказать: музыка африканских рабов стала музыкой избранных. Приходит на память рассказ Альбера Камю “Камень преткновения”, где автором описаны самые невероятные ухищрения выходцев из Африки, чинящих препоны белым музыкантам, посягающим на их спиричуэлс.
И хотя “черный джаз” признан непревзойденным, все-таки во всем мире есть достойные музыканты, работающие в стиле джаза, что совсем не редкость. Вот только наши пути пересекаются лишь иногда.