За киосками города не видно
Если раньше Владивосток сравнивали с белоснежным лайнером, причалившим к берегу, то теперь его без преувеличения можно назвать полуостровом лавок, лавчонок и киосков. Разномастные, невероятных размеров, расцветок и “фасонов”, они с устрашающей скоростью сотнями вырастают на остановках, газонах, отнимают у пешеходов тротуары, вгрызаются в живописные откосы.
Недавно такой новосел в ультрасовременном пластиковом стиле поселился под кирпичным боком у физиотерапевтической больницы (ул. Светланская, 40). Мало того, что он закрыл весь первый этаж со стороны ул. Уборевича. Торговый павильон никак не вписывается в старинный колорит этого заповедного уголка города, который создают окружающие постройки: здание ГУМа, дом Старцева, Семеновский “пятачок”. Впрочем, само здание ФТИ тоже относится к памятникам архитектуры и охраняется законом вместе с прилегающей к нему территорией.
Историческая справка “В”. Это административное здание, принадлежащее компании “Торговый дом Кунст и Альберс”, было построено в 1903 году немецким архитектором Г. Юнгхенделем, которого фирма пригласила для сооружения большого универсального магазина. Известно, что здесь в свое время размещались квартира Даттана, одного из компаньонов фирмы, жилые помещения других служащих, комнаты отдыха, большая столовая. Между двумя зданиями, выполненными в стиле модерн (кстати, кирпич и облицовочную плитку для строительства привезли из самого Гамбурга), был сделан подземный ход.
- Еще год назад мы отправили в мэрию официальное письмо с требованием не устанавливать на территории ФТИ торговых киосков и павильонов, - говорит Анна Мялк, директор научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Приморского края. - И вот вам результат. Комитет по управлению имуществом города в очередной раз - вопреки всем охранным грамотам - дал “добро” на беззаконие.
Это лишь один маленький факт из истории ларькового нашествия на Владивосток. Взять ту же улицу Адмирала Фокина, превратившуюся в Торговую. Можно сказать, ее как таковой уже нет. Это раньше, неспешно прогуливаясь, здесь можно было любоваться прекрасным видом, открывавшимся на Амурский залив, и богемными мансардами художников, которые придавали этому местечку особую прелесть. Теперь комфортный, соразмерный человеку масштаб улицы разрушен, съеден киосками, людской толчеей, контейнерами с мусором.
Во всем цивилизованном мире такие улочки превращают в пешеходные, украшая их декоративными скамейками и фонарями, малой архитектурной пластикой. А магазинчики размещают на первых этажах зданий. Архитекторы НПЦ “Город” разработали специальный проект “Семеновский пассаж”, где блестяще воплотили эту идею на бумаге. Подтверждение тому - диплом 1-й степени, который получили владивостокские зодчие на зональном конкурсе работ архитекторов Дальнего Востока. Претворить ее в жизнь в связи с последними экономическими катаклизмами, похоже, можно будет не скоро.
И тем не менее облагородить облик старого города вполне реально. Для этого нужно, чтобы мэрия, которая исправно получает деньги от арендаторов памятников градостроительства, истории и культуры, перечисляла их на реставрацию объектов старины. Так требует закон. Но, похоже, он городским властям не указ. По крайней мере ни единого рубля на этот счет из вышеназванного учреждения не поступает на протяжении уже многих лет.
Экспертная комиссия, созданная при центре охраны и использования памятников истории и культуры 3 года назад, намерена выступить с обращением в адрес городских властей. И призвать их прекратить произвол, который творится при строительстве временных сооружений. Пришло время снять с города балаганный сарафан и примерить к нему элегантный европейский костюм. Ведь Владивосток все чаще стали величать третьей российской столицей.