Владимир Самодинский: Хирург - профессия из детства
6-летний мальчишка, выйдя из перевязочной, глянул на идущего рядом хирурга:
- А швы снимать когда будем?
- Так ведь сняли уже.
- Да?! - недоверчиво произнес маленький пациент. - А я и не заметил...
- Душа человека познается через руки, а они у него золотые, красивые, сильные и в то же время нежные, от них всегда идет тепло, - с чувством говорила перевязочная медсестра Тамара Клименко, присутствовавшая при разговоре корреспондента "В" с заведующим хирургическим отделением МСЧ-98 г. Большой Камень Владимиром Самодинским. И доказательством тому этот мальчишка, не ощутивший боли... Да что мальчишка, - продолжает Тамара Васильевна, - вот сегодня был у нас на первой перевязке мужчина лет 50, так и он по-детски умилялся: какой у вас замечательный хирург, делает все быстро и совершенно без боли.
Идут к Владимиру Алексеевичу и стар и мал. Он никакой травмы не чурается, все своими руками исследует. Для него неважно, какую должность занимает больной, он человек, которому нужна помощь. Даже во время ночного вызова на срочную операцию Алексеич всегда в хорошем настроении, в добром здравии, с огромным чувством юмора.
- Владимир Алексеевич, вам как хирургу приходится постоянно сталкиваться со страданием людей. Не реагировать на их боль - это входит в привычку хирурга? - обращаюсь к врачу Самодинскому.
- Я думаю только о том, как облегчить эту боль.
- Какие операции самые сложные?
- Легких не бывает. Может и простая операция на аппендиксе пройти с большими сложностями.
- Сомнения во время операции бывают?
- Конечно, и ошибки могут быть. Я всегда волнусь, но стараюсь, чтобы на окружающих это не отразилось. Представляете, если бы кто-то из медперсонала увидел, что у меня от волнения подрагивают пальцы? Самое главное, создать спокойный климат в операционной. И когда начинаешь операцию жизнерадостно, с улыбкой, то все кажется легко и просто.
- При операции есть такое понятие, как перекур?
- Нет, таких, которые по-киношному курят с зажимами в руках, у нас не бывает. Время в работе не замечается. Оно порой длится по 4 и более часов. При несчастном случае у мужчины оторвало руку, но не полностью, мы 7 с половиной часов ее пришивали. Удачно.
- Предлагаю ситуацию: ночной вызов, вам нездоровится...
- Это во внимание не берется. Я спортсмен. Бывало, и с гипсом на руке работал - открытый перелом был. Во время игры в волейбол вывихнул ногу. На операциях стульчик подставлял под колено - и работал.
- Еще ситуация. У вас праздник, вы приняли рюмку спиртного, и вдруг вызов на операцию...
- На праздники, естественно, расслабляюсь, но всегда делаю поправку на то, что за мной могут приехать в любой момент. Трезвею моментально.
- Бывают во время операции нестандартные ситуации?
- Сплошь и рядом. Тем более сейчас. Например, нехватка крови. Запасов нет. Иногда приходится у операционных работников брать, переливать почти напрямую. То аппарат отключится - по старости своей не выдерживает нагрузки, то свет погаснет...
- Хирургу во время операции свойственно такое чувство, как азарт?
- Конечно. Когда во время операции убеждаешься, что поставленный тобою диагноз совпадает. Тогда доволен собой. И во время операции все получается. Но бывает, настраиваешься на одну операцию, а она другого характера.
- И что, паника?
- Нет. В нашей работе нужна быстрая перестройка. Чувство безысходности бывает. Особенно когда молодые умирают. Например, поступила к нам девушка с кровотечением, с диагнозом разрыв кисты яичника, а на поверку оказался рак желудка. После операции умерла. Грустно очень было - молодая такая, симпатичная...
- Нас, большекаменцев, порой причисляют к потенциальным раковым больным - в силу соседства с заводом "Звезда".
- По последним данным краевого статуправления, Большой Камень находится на 29-м месте в Приморье по раковым заболеваниям. На первом Ярославка - населенный пункт, где ведутся горные разработки. Другое дело, что с улучшением диагностики стало расти выявление раковых заболеваний.
- Увеличился ли поток больных в связи со стрессовыми ситуациями в стране?
- Нет. Вижу в этом 3 основные причины. Во-первых, происходит сокращение штатов на заводе "Звезда", который мы обслуживаем. Во-вторых, медицина становится платной. Народ зажал свои болезни в кулачок и обращается к нам в крайнем случае. И третья причина - сезонность. По мере того как урожай на дачных участках собран и уложен в погреба, большекаменцы начинают заглядывать к врачам.
Стрессовые же ситуации напрямую влияют на рост язвенных заболеваний, в частности в 7 раз больше стало больных с язвой желудка. Уменьшились такие заболевания, как аппендицит, внематочная беременность.
- Владимир Алексеевич, операция закончена. Есть уверенность, что она проведена успешно?
- Нет. Любой врач сомневается и осложнений боится. Хирург и бог рядом ходят. Поэтому втихушку и помолишься иногда, и на бога уповаешь. Операция - это техника, дело рук. Самое волнующее - выздоровление: чужой организм нельзя прогнозировать, как он будет реагировать на лечение? Тем более что вся диагностика основана на пальцах. Американцы удивляются, как мы до сих пор работаем способом пальпирования? Они не представляют себя без компьютеров.
- Но ведь это говорит о вашем высоком профессионализме.
- Пусть так. Но мы-то на пороге XXI века, а живем в "пещерной" хирургии. Раньше хорошо в финансовом плане помогал завод "Звезда", а теперь ему самому бы выжить.
- Ваш хирургический стаж?
- 19 лет. Окончил Владивостокский медицинский институт. В Большой Камень приехал по распределению. Мы тогда патриотами были: надо в сельскую местность ехать, только там можно найти свое призвание. Шура Золотов уехал в Спасск, сейчас зав. травматологией, Владимир Мирошниченко в Дальнереченск, был главным врачом, сейчас уехал в Алма-Ату, Сашка Жандармов (кстати, родом из Шкотово) стал хирургом в Амурской области. Я вот в Большом Камне.
- В душе нет "червячка", что застрял в небольшом городке?
- Я здесь гораздо больше пользы принес.
- И что, все 19 лет в одну дверь - в МСЧ-98?
- За исключением года, когда в моря ходил поправлять семейное благополучие. Не на прогулку - на работу, со своим инструментарием. При необходимости на другой пароход "прыгал", делал операцию - и опять на свое судно. За первый рейс таким способом был на 32 пароходах, за второй - на 26. Оперировать в море интересно. И болячки там быстрее заживают. Во-первых, главный лекарь - морской воздух. Во-вторых, на пароходе нет госпитальной инфекции, нет вторичной флоры. Был источник заболевания, его извлекли - и все зажило.
- Предложения перейти на другую работу были?
- Конечно, и на более денежную, и в морях можно было остаться.
- И все же остались на своем месте, со своим коллективом в 42 человека, с дежурствами на сутки...
- Нет, не на сутки (улыбается), а всего лишь на 32 часа, причем со всеми "льготами", то есть без отгулов и выходных.
- Во время операции и перевязок вы всегда шутите. Юмор - это помощник в лечении?
- Если ходить с суровым лицом - и жизнь грустной станет. На обходе во всех палатах посмеешься - и больным легче становится.
- Ваши бывшие пациенты узнают вас на улице?
- Конечно. На рынок стараюсь не ходить. Предлагают товар за полцены или вообще бесплатно. В лицо помню всех больных. Сначала срабатывает чисто профессиональное: здравствуй, аппендицит, здравствуй, язва желудка, и так далее. А потом уже фамилия вспоминается.
- Владимир Алексеевич, профессия врача - это родительское влияние?
- Абсолютно нет. Отец пограничник, мама швейный мастер. Но я с 6 лет уже был уверен, что буду хирургом. С того момента, как врач Валерий Харламов пригласил меня на операцию, которую он делал моему отцу. Сильно запало в душу увиденное: с тех пор почти все детские игры сводились к одной роли - начальника госпиталя.
- А во что играют ваши дети?
- На врачевание в будущем ни у кого и намека нет, хотя и жена тоже медицинский работник - заведующая СПИД-лабораторией. Дочь Саша - ученица 5-го класса. Шустрая, бойкая - возможно, будущий торговый работник. Сын Алексей учится в 11-м классе. Я могу гордиться им: он победитель многих краевых и районных олимпиад, причем по разным предметам. У него заветная цель - институт международных отношений.
Я бываю излишне строг с детьми, очевидно потому, что всего в жизни добивался сам. И с них того же требую, всегда внушаю: никто со стороны не придет и не поможет. У нас и фамилия - Самодинский - явление уникальное. Родственница баба Женя мне рассказывала. Давний предок Андрей Иванович Шелковников был сослан в Сибирь за конокрадство. В Иркутске отстал от этапа и до места каторги добирался самостоятельно. Сам один. Отсюда и закрепилось за ним Самодин-ский. Так и перешло в фамилию.
И еще одна историческая страница в нашем роду. Дед Дима из Омска ездил на Седанку, менял у китайцев пшеницу на рис. Очень нравился ему Приморский край. Он и завещал, чтобы внуки здесь жили. Сам переехал в Посьет. Так мы и закрепились в Приморье.
- Владимир Алексеевич, дежурство длиной в 32 часа закончилось, наступило время отдыха...
- С удовольствием выехал бы на охоту. При этом гастрономического интереса нет. Скорее принцип фотоохоты. Уникален сам процесс общения с природой - процесс очищения души, завораживание. А еще бы с аквалангом да на морское дно. Там совершенно другой мир. Мы с коллегой-подводником Владимиром Резиковым даже устраняли аварию на Петровском водохранилище. И по просьбе ихтиологов определяли скорость потока, доставали для анализов водную живность.
Есть еще одно хобби - любимчик-пудель Рэдик Владимирович. ("Хобби" демонстрируется фотографией: пушистый изящный песик на надежных руках хозяина.) Ревнивый. В его присутствии никто не смеет даже дотронуться до меня. Рычит, отпугивает. Дома в минуты отдыха могу поставить видеофильм с участием любимой актрисы Джулии Робертс или посмотреть российские фильмы прошлых лет.
- Например, "Иронию судьбы..." с главным героем хирургом.
- В фильме как врач он не представлен.
- А по характеру герой Андрея Мягкова очень похож на нашего Алексеича, - заверяет Тамара Васильевна, - такой же обаятельный, добрый, с чувством юмора, который лечит как хорошее лекарство. Есть в нашем докторе и что-то актерское: всегда улыбчивый, в хорошем настроении. От всей души, искренне, по-человечески.
Работала у нас Анна Ивановна Бугаевская, она всю войну была на линии фронта в санитарном поезде. На День Победы Владимир Алексеевич преподнес ей цветы и при всей компании взял на руки и понес. Он большой, сильный, она маленькая, худенькая. Каким счастьем озарилось ее лицо, и сколько было вокруг улыбок...