Крест на мечте рабочих “Дальзавода”
Как известно, равенство всех религий, свобода совести, обрядов и прочих религиозных отправлений - все это является одним из главных, опорных, можно сказать, завоеваний демократии. Однако у каждой медали есть обратная сторона, и не менее важный демократический постулат утверждает, что моя свобода кончается там, где она мешает свободе кого-то другого. То есть все что угодно, но только не за счет других людей. Вроде бы просто и понятно.
Но это так, в теории.
...Есть в городе такое старейшее и напрямую связанное с историей Владивостока предприятие - “Дальзавод”. Тысячи и тысячи работающих, десятки землеотводов, грандиозное - до недавнего времени - жилищное строительство. Правда, в последние годы по ряду известных причин многие предприятия - и “Дальзавод” в том числе - строить жилье полностью прекратили. Но ведь отнюдь не по причине полного разрешения жилищной проблемы! Просто не до жиру - быть бы живу. Жаждущим квартир от этого легче не стало. И в начале 90-х на “Дальзаводе” был создан ЖСК (вошли в который преимущественно работяги) по строительству двух 14-этажных 72-квартирных домов в районе улицы Металлистов (это чуть выше улицы Пушкинской в районе остановки “Дальзаводская”). К слову, землеотвод именно этого участка изначально был оформлен “Дальзаводу” постановлением президиума Владивостокского горсовета еще в мае 1929 года, о чем свидетельствует и имеющаяся архивная копия.
Чтобы начать строительство, пришлось расселить десятки семей из стоявших здесь деревянных домов. Квартиры шли, естественно, из фондов “Дальзавода”. Заказали проект, начали строительство первого дома. Успели даже полностью осуществить нулевой цикл (т. е. вывели фундамент под кирпичную кладку), когда начался обвал - рухнуло производство, обесценился рубль, резко подорожало строительство. Стройка замерла. Кроме вышеперечисленных одна из причин этого заключалась и в невыполнении властями своих обязательств - ведь в соответствии с постановлением правительства (которое никто не отменял) кооперативное жилищное строительство должно было на 70 процентов компенсироваться (35 процентов из федерального бюджета и 35 - из местного).
...Несмотря на то, что последние полтора-два года над фундаментом будущего многоквартирного дома активно колосится бурьян, дальзаводчане - члены кооператива не сложили руки. Прорабатываются разные варианты продолжения строительства - включая и привлечение стороннего инвестора. Ведь число желающих получить квартиру отнюдь не стало меньше. Каково же было удивление потенциальных квартировладельцев, когда однажды обнаружили они, что над фундаментом их будущего дома вознесся высокий деревянный крест.
Что такое? Откуда?
Выяснить труда не составило.
Как оказалось, в соответствии с поступившим прошением мэр Владивостока Виктор Черепков выделил этот участок (вместе с фундаментом) в бессрочное владение (так!) владивостокской общине русской православной старообрядческой церкви для строительства храма.
На недоуменные вопросы представителей завода в мэрии заявили: “Вы нарушили сроки строительства, а потому права на этот участок больше не имеете”. Если слепо и глухо исходить из буквы закона, то это абсолютно верно. Вот только с совестью (необязательно с “совестью России”, просто - с совестью) как-то это все не очень вяжется.
Конечно, чего не сделаешь в борьбе за голоса избирателей - и рокеров, веселящихся ночами на “мэрских” дискотеках, и староверов, молящих о выделении земли в самом центре города. Интересно, правда, было бы знать, что думают об этом две инстанции - рабочие “Дальзавода” и епископ Владивостокский и Приморский Вениамин?..