Нищий, но при параде
Как известно, два месяца назад в Арсеньеве побывал генеральный консул Японии во Владивостоке господин Хиросэ Тэцуя. Он передал городскому роддому новейшее медицинское оборудование, дарованное Страной восходящего солнца. Задержавшись в городе с семьей на пару дней для отдыха, консул сделал весьма приятное для местных властей заявление. Полушутя-полусерьезно он вдруг обронил фразу: "Арсеньев - вполне достойное место для расположения нашего консульства в Приморье".
Так можно сказать о городе авиа-машиностроителей АрсеньевеКрестьянское молоко в городе
Многое понравилось здесь Хиросэ Тэцуя, но покорило его то, что, в отличие от Владивостока и многих других городов края, из кранов на кухнях горожан текла не только чистая питьевая вода, но и горячая. Пожалуйста, в любой момент принимай ванну - цивилизованному человеку трудно жить именно без этого атрибута современной цивилизации. Наверное, существование на грешной приморской земле этого заповедного в бытовом смысле уголка для генконсула было приятным открытием.
Да, этот самый нищий сегодня в Приморье, самый неблагополучный по уровню жизни город края встретил высокого гостя при полном параде. Но таким же он является всякому, кто бы ни прибыл сюда по делу или на отдых. А горожане уже привыкли к его ухоженности, чистоте внешней и экологической - ко всему тому, что и составляет его столь привлекательный портрет.
Нет, я не собираюсь петь асанну нынешним властям Арсеньева, около двух лет стоящим у руля городского хозяйства. Многие их прешественники истово трудились над современным обликом города - и каждый из прежних предисполкома, по-нынешнему глав муниципальной администрации, оставил на этом месте свой заметный след. Именно при них Арсеньев стал городом-садом, точнее, городом-парком, завоевав около десятка знамен во всероссийском соревновании на лучшее благоустройство и озеленение населенных пунктов с численностью до 100 тыс. человек. При них возникла мощная сеть культурных и спортивных учреждений с достойными современной архитектуры постройками. На передовые позиции в Приморье были выведены медицина и народное образование.
Им было проще. Два градообразующих предприятия - авиакомпания "Прогресс" и машиностроительный завод "Аскольд" - работая на оборону страны, не только давали государству миллионы и миллионы рублей, но и обратным потоком качали деньги из союзной казны, которые отпускались на расширение производственных мощностей, а с тем и на развитие социальной сферы заводов, читай - города. На долю же нынешней мэрии пришлась почти полностью парализованная "оборонка", снизившая объемы производства в 20 с лишним раз. Агонизирующая "пищевка". С трудом латающая дыры коммуналка. Да практически все другое, когда-то полнокровно производившее, оказывавшее разнообразные услуги. Собираемость налогов сегодня символическая - 20-25 тысяч рублей в день. Для нормального ведения городского хозяйства нужно в 3 раза больше. Вот и вертись, мэр. Думай, дума, обеспечивая успех инициатив исполнительной власти.
Да, сегодня вряд ли какой другой город Приморья сравнится с Арсеньевом обустроенностью площадей и улиц. Буквально на днях закончено асфальтирование одной из центральных улиц - Октябрьской, которая целое пятилетие наполовину находилась в непроезжем состоянии. А с этим завершена полуторагодовая эпопея по реконструкции городских автотрасс, на что потрачено около 10 млн. рублей. Впервые за многие годы в городе вновь забили фонтаны, открыт пляж в центральном парке "Восток". Восстановлен мост через реку на улице Калининской, не только связывающий городские кварталы с важнейшим промышленным комплексом, но и ставший культурной, архитектурной ценностью главной парковой зоны Арсеньева. Отсыпаны гравием, отгрейдированы многие забытые богом дороги на окраинах города.
На какие, спрашивается, шиши ведутся столь объемные благоустроительные работы? Процентов на 80 это налоговый взаимозачет местного уровня. Порой многоходовой, включающий несколько организаций. Живые деньги направляются только туда, где без них не обойтись. И мэр Виктор Манойленко отмечает то взаимопонимание, которое его администрация находит со стороны многих хозяйственников. Пусть, говорит он, горожане знают, кто внес наибольший вклад в обновление арсеньевских улиц и называет их фамилии. А это коллективы дорожников арсеньевского и яковлевского ДРСП, руководимые А. Шинкиным и В. Рязановым, и еще строймехуправления П. Леончика. Но и самому мэру пришлось немало поездить по городам и весям со своими многоходовыми комбинациями, чтобы благоустроительные планы-98 были выполнены. Так, из Хабаровска, с нефтеперерабатывающего завода, он привез 60 тонн битума под асфальт, а в Уссурийске нашел выгодных подрядчиков-мостостроителей.
- Зачем, - спрашиваю я Манойленко, - вам эта суета? Ну нет денег - и спроса с вас, выходит, никакого...
Мне понравился его простой ответ - чисто человеческий, эмоциональный, не пахнущий ни политикой, ни популизмом:
- Арсеньев уже несколько лет социально неблагополучный город. Мне хочется любым посильным для меня образом дать людям хоть какие-то радости, сохранить в них дух веры в лучшее будущее. Тем более, что здесь я сложился и вырос как руководитель, знаком с тысячами горожан, за судьбы которых не могу снять с себя личной ответственности.
Сейчас в Арсеньеве заканчивается реконструкция уличного и паркового озеленения. Идея: заменить аллерген-тополь, преобладающий ныне в придорожных лесонасаждениях, на более благородные породы деревьев. "Легкие города" станут при этом не только безопасными в летнюю пору для тысяч страдающих болезнями дыхательных путей, но и значительно прибавят в объеме.
...Итак, генконсул Японии приезжал в Арсеньев на презентацию оборудования для роддома. Но ему показали и ряд других объектов социальной сферы, одни из которых уже построены или перестроены, на других работы продолжаются. Заметно - это учреждения детства. И позже в разговоре со мной В. Манойленко подтвердил, приоритетным направлением в его политике являются именно интересы материнства и детства. В них - будущее города. Что-то капитальное строить сегодня невозможно, но довести до кондиции все разумное, начатое его предшественниками, выполнить необходимые рокировки из имеющегося в распоряжении мэрии имущества необходимо. Так к новому учебному году открылся филиал городской коррекционной школы, переоборудованный из здания бывшего детсада. Помогает мэрия и детскому реабилитационному центру "Ласточка", открытому при гуманитарной помощи тех же японцев да американцев, но требующему теперь повседневного внимания именно городской казны. К слову сказать, сегодня, всего за полгода после открытия, "Ласточка" уже вышла на максимальную нагрузку. Только в стационаре находятся около 50 детей, страдающих ДЦП и другими отклонениями в органах движения. Да плюс 70 - амбулаторные больные. С трудом, но продвигается капитальный ремонт детской больницы. Пока она перемещена в здание аскольдовского профилактория - под расчеты завода по местным налогам текущими платежами.
Но и своих стариков не забывает городская администрация. Впервые минувшей зимой и весной в одном из лучших загородных муниципальных центров отдыха "Салюте" были организованы 4 ветеранских оздоровительных смены. С врачебным и культурным обслуживанием, с полноценным питанием. И вот на днях там же для ветеранов начался очередной оздоровительный сезон.
Помню прошлогоднее совещание глав районных администраций центрального региона Приморья, созванное по инициативе В. Манойленко. Речь шла об интеграции хозяйственных связей города и села в обоюдных интересах. Нынче оно дает свои плоды. Арсеньеву, заключившему несколько договоров с окрестными коллективными и фермерскими хозяйствами, удалось накопить необходимый запас овощей и картофеля для социальных учреждений. А приличное авансирование городским бюджетом крестьян, "повязанных" договорами, позволило им добротно провести весеннюю кампанию и в итоге, вырастив неплохой урожай, не иметь хлопот с его сбытом.
Но на этом заботы мэрии о продовольственной безопасности города - а это тоже важный компонент социальной политики - не заканчиваются. Обычным атрибутом субботне-воскресной Комсомольской площади Арсеньева стали промышленно-продуктовые ярмарки, на которые съезжаются многие приморские производители, торгующие своим товаром без коммерческого посредника, а значит, по более доступным ценам. Да, арсеньевские пищевики, было, взгрустнули: стали бить их заезжие более дешевой продукцией. И налоговый ручеек в городской бюджет еще более сузился, ведь всяк заезжий увозит выручку в свой город или район. А выиграло в итоге население, тысячами идут теперь к дешевым прилавкам, заимев возможность подкормиться мясным и молочным. Арсеньевский же производитель, узнав цену настоящей конкуренции, принимает меры к снижению себестоимости продукции и качество повышает.
А налоги... Какая разница городу, как называть те деньги, которые все равно попадают в его социальную сферу? Ведь предприниматели, приезжающие на такие ярмарки, платят за торговое место живым рублем.
Трудно живет безработный Арсеньев. Не получающий месяцами и годами зарплаты и социальных пособий. Вот уже и до задержки пенсий дошло. Но все меньше вижу я на лицах горожан ту печать безысходности, с которой встречались они мне еще пару-тройку лет назад. Пройдите по городским улицам - и вам приветливо ответят на любой вопрос. И замечаю: все чаще - улыбки. Да, город, как и в добрые старые времена, уже начинает улыбаться. А значит, все-таки греют душу горожан те маленькие радости, которые пытаются сделать для них Виктор Манойленко и его команда. И, конечно же, депутатский корпус Арсеньева.