Гаражи у порохового погреба
На территории порохового погреба № 4 - одного из объектов Владивостокской крепости на Эгершельде, недалеко от кинотеатра “Вымпел” начаты работы по строительству... гаражей. Срыта защитная обваловка - часть сопки, завезены бетонные блоки, поставлен кран.
Как выяснилось, этот земельный участок площадью чуть больше полгектара еще в апреле 1996 года был передан мэрией гаражно-строительному кооперативу в аренду сроком на 5 лет для строительства 6 капитальных гаражных боксов. В техническом отчете “городской архитектуры” в графе “объекты исторического и культурного наследия” черным по белому записано, что таковых здесь нет.
Историческая справка “В”. В 1895 году военный инженер полковник Кондратий Степанович Чернокнижников разработал план усиления Владивостокской крепости. Казематированное хранилище вместимостью 4200 пудов пироксилина было построено в 1898 году, 100 лет назад, для того, чтобы снабжать артиллерийским боезапасом батареи крепости: Токаревские (верхнюю и нижнюю), Куперовскую, Иннокентьевскую, Саперную, Тигровую и Безымянную.
Проект разработал и осуществил военный инженер капитан Якубовский.
60-метровое тоннельное хранилище, рассчитанное на 8 тысяч пудов пироксилина, расположенное рядом, строилось в 1907 году, после окончания русско-японской войны, на чрезвычайный правительственный кредит.
С 1991 года эти объекты были внесены в охранный список памятников истории и культуры местного значения, с 1995-го - федерального.
Учитывая особый вес и значимость Владивостокской крепости, уникального фортификационного сооружения, аналогов которому в мире нет, ее объекты находятся под покровительством Москвы и имеют ценность уже российского масштаба. Но, похоже, во Владивостоке это мало кого волнует. В том числе и Владимира Кучина, автора проекта гаражной застройки на территории исторического памятника, архитектора Фрунзенского района краевого центра.
Крутобокий бетонный пороховой погреб отделяет от строительной площадки ветхий металлический “заборчик” с покосившимися воротами. Шагнув внутрь, за железные мощные двери, попадаешь в огромную полукруглую камеру, где свободно могут разместиться 2 железнодорожных вагона. По соседству еще одна, точно такая же - близняшка. Сейчас здесь сухо и чисто. С нынешней весны в хранилище ведет ремонтные работы морской образовательный центр, который намерен разместить здесь учебные классы. Он же взялся осушать тоннель, который уходит в глубину сопки почти на 60 метров. Всего на восстановительные работы здесь затрачено уже около 200 тысяч рублей.
Пороховой погреб 3 последние года, после того как его оставили военные, погибал на глазах. Бетон стал “сочиться” - немудрено, почти 100 лет здесь не было ремонта. Хотя среди хозяев хранилища числились и состоятельные клиенты, например, трест ресторанов и кафе, который хранил здесь продовольственные запасы около 20 лет, почти до начала Великой Отечественной войны.
Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры администрации края не возражает против сегодняшних “жильцов”, учитывая их стремление вернуть памятник фортификационного зодчества к жизни. При этом было оговорено следующее условие: пороховой погреб и тоннель должны быть доступны для туристов.
Правда, теперь на фоне изувеченной сопки этот экскурсионный объект - как после бомбежки.
- Это отнюдь не первый случай, когда на крепостные сооружения покушаются все кому вздумается, - возмущается Анна Мялк, директор научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры администрации края. - При расширении “Зеленого угла”, к примеру, был разрушен саперный редут.
Что касается порохового погреба, мы своей властью сейчас останавливаем работы. Пока идет разбирательство - выясняется, что этот участок перекупили и теперь здесь помимо гаражей намерены строить еще детский центр. Но в любом случае наш центр намерен действовать решительно и требовать полного восстановления рельефа, а также переноса стройки на новый участок, в других границах.
Хочется верить в настойчивость и всемогущество охранной службы, но на память приходят сплошь грустные факты: коттеджи на заповедной сопке Алексеевской, обезображенный ими же лик сопки Тигровой и еще немало загубленных исторических уголков Владивостока. Тяжело остановить пущенный в ход бульдозер. Невольно напрашивается вопрос: когда по счетам будут платить прямые виновники творящегося беззакония? Ведь у каждого документа есть фамилия, а у фамилии - должность.