Полюбила летчика, думала - летает...

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

У нас это называется реформой армии. Был славный авиаполк, базировался в селе Золотая Долина Партизанского района, охранял воздушные рубежи российского Дальнего Востока. Полк имел славную историю. Десятки офицеров награждены боевыми орденами. 8 летчиков - "Ли Си Цынов" в корейскую кампанию стали Героями Советского Союза. Нынешней весной полк расформировали - сдали на хранение боевое красное знамя, перебазировали в другие точки боевые самолеты. А личный состав с семьями, военный городок и аэродром отдали на попечительство администрации района. То есть практически бросили на произвол судьбы. В результате большинство летчиков и техников до сих пор не могут получить расчет, работу и жилье. Каждое утро офицеры демонстративно выходят на плац, чтобы услышать, что скажет командование. Что оно может сказать?

Героическая и трагическая судьба авиаполка из Золотой Долины

А оборудование аэродрома тем временем мало того что ветшает без должного ухода, так еще и разворовывается. Об этом жители Партизанска написали депутату Госдумы г-же Орловой.


Глава администрации Партизанского района Константин Щербаков проводит “оправдательную” пресс-конференцию.

В перечне объектов казарменного фонда воинской части 493443, переданных в муниципальную собственность Партизанского района, казарма, столовая, штаб, дом офицеров, гостиница, 4 овощехранилища на 150 тонн, гараж, склад, котельная и прочее имущество, которым нужно было распорядиться по-хозяйски.

И вот реакция власти. Главой администрации Партизанского района Константином Щербаковым проведена оправдательная пресс-конференция, на которой присутствовали многочисленные представители СМИ Находки, края и Москвы.

Письмо о расформировании золотодолинского авиаполка администрация района получила 18 февраля сего года. Командование войск ПВО просило районных руководителей помочь с трудоустройством и постановкой в очередь на жилье сокращенных летчиков, а также предлагало рассмотреть вопрос возможного использования военного аэродрома в интересах района и свободной экономической зоны. Сроком решения обозначенных проблем называлось 1 мая нынешнего года.

Планировавшийся здесь аэропорт свободной экономической зоны - это разговор особый. Это одна из громких заявок, сделанных административным комитетом зоны. Специально для реализации проекта было создано акционерное общество, которое на первом этапе возглавлял бывший комполка Владимир Баштовой. Потом еще многие деятели СЭЗ сделали стартовый прыжок со взлетной площадки мифического аэропорта в целях строительства своей дальнейшей карьеры. А сколько было вбухано - получается, впустую - сэзовских денег! Теперь продолжателем этого дела является АО "Аэропорт Находка".

Подразумевалось, что Золотая Долина сможет принимать грузовые самолеты, совершающие чартерные рейсы. Через эту точку должны были идти быстрые грузы из стран АТР в Восточный порт для дальнейшего движения по Транссибирской магистрали, а также и в обратном направлении. Что-то вроде тюльпанов из Голландии для японской императорской семьи. Кроме того, открытие аэропорта обещало большие перспективы для планировавшегося неподалеку российско-южнокорейского технопарка. Впрочем, технопарк, что называется, завис из-за известных финансово-экономических передряг в Республике Корея и в России.

После реконструкции наземной инфраструктуры здесь мог быть организован и достаточно интенсивный пассажиропоток. Первый пробный гражданский самолет на военном аэродроме приземлился еще в марте 1997 года. Последний рейс из разряда демонстрационных состоялся не так давно - 25 июня здесь принимали “Ан-38” хабаровской авиакомпании “Восток”. На нем в Находку прибыли руководители авиакомпании, Дальневосточного регионального управления воздушного транспорта. Путь от Хабаровска до Партизанского района занял 1 час 50 минут.

Но скоро у хабаровской фирмы появились свои неприятности. А руководитель аэропорта Владивосток категорически высказался против возможного конкурента в Золотой Долине, ссылаясь на то, что авиационный грузо- и пассажиропоток стремительно падает.

Попытка привлечь к участию в проекте американскую авиакомпанию “Локхид” завершилась неудачей. Американцы заявили, что пока Золотая Долина является аэродромом двойного базирования, то есть может использоваться в военных целях, ни о каком сотрудничестве речи быть не может.

Вообще все, что касается инвестиций, решилось проще бы, отдай раньше наше министерство обороны аэродром в муниципальную собственность района. Но высшее военное начальство предпочитает выступать в роли собаки на сене - ни себе, ни людям. Золотую Долину привязывают к стратегии, а о том, что аэродром постепенно приходит в негодность, почему-то забывают. Последний капитальный ремонт взлетной полосы делался в 1985 году, очередной должен был состояться в 1995-м, но не состоялся. По словам Владимира Баштового, еще год-два бездействия, и полосу надо будет строить заново.

Сегодня вопросом о форме собственности аэродрома по просьбе администраций района и Приморского края занимается депутат государственной думы Сергей Бабурин. Пока без особых успехов.

Еще проблема. Как помочь сокращенным военным и их семьям? Устроить их на работу? По словам Константина Щербакова, в районе числится 2 тысячи официальных безработных, еще около тысячи человек добиваются этого звания. Приватизировать для военных служебные квартиры? Но сначала нужно переоформить в муниципальную собственность жилую зону военного городка. Это 16 пятиэтажек, а также дом офицеров и еще несколько зданий соцкультбыта. Администрация бедного Партизанского района не взвалит на себя этот неподъемный груз до тех пор, пока военные командиры не наладят снабжение гарнизона водой, теплом и электроэнергией. Нынешней зимой отапливать гарнизон будет Шкотовская КЭЧ.

Из трех составных частей гарнизона (аэродром, жилая и служебная зоны) в муниципальную собственность района перешла только последняя. Но и там тишина. Хотя, по признанию самих руководителей, уже сегодня можно было бы использовать в коммерческих целях имеющиеся 4 овощехранилища.

В военном городке живут полторы тысячи человек. Это ломоть, отрезанный от военного пирога, остров без телефонной и прочих связей с гражданским миром, тонущий корабль - кому как больше нравится. Пока не нравится никому.