“Коренному населению - для нужд”

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Два берега реки Бикин у села Красный Яр соединяет железный мост. Уже сам факт его возведения породил определенное недовольство среди коренного населения. Во-первых, удэгейцы лишились привычной платы, взимаемой за переправу на лодках. Во-вторых, через этот мост зачастили в таежное село всевозможные районные и краевые визитеры и, естественно, стали совать нос в местные “интимные” процессы. К последней категории, очевидно, относилась и наша рейдовая бригада: корр. “В”, руководитель бикинской группы “Тигр” Юрий Труш и госинспектор управления департамента охоты Владимир Шибнев. Правда, после пересечения моста чужаков “разбавили” местные оперативники (Юрий Пионка, Сергей Мартынов - группа “Тайга” управления охотничьего хозяйства по Приморскому краю), которые особенности таежной жизни знали не понаслышке.

Четыре тонны рыбы - для пяти удэге

Не успели мы пройти вверх по Бикину и двух километров, как столкнулись с первыми проявлениями национальной удэгейской рыбалки.

Спускающаяся по течению лодка с тремя жителями Красного Яра на отмашку флажка послушно ткнулась в берег.

Владелец лодки С. Коленчуга объяснил, что возвращаются они с рыбалки. Поэтому в мешках находится копченый ленок, добытый абсолютно законно, так как на промысел есть официальное разрешение. На просьбу Юрия Труша все же показать его была предъявлена бумага. Действительно, разрешение № 3-98 на право добычи рыбы и других объектов водного промысла, выданное “Приморрыбводом” “коренному населению для нужд”, было настоящее. Оно разрешало выловить из реки Бикин 1,5 тонны ленка, 1,5 тонны хариуса и тонну белорыбицы. Только вот фамилии ответственных за лов, указанные в этом документе, не соответствовали фамилиям конкретных рыбаков. На недоуменный вопрос инспекторов владелец лодки показал на оборот разрешительного билета. А там от руки было внесено еще несколько “ответственных” и заверено... печатью Ассоциации малых народностей.

- Полная самодеятельность, - прокомментировал Юрий Труш. - А где промысловый журнал?

Но такого журнала не было. И объяснения рыбаков, что, мол, этот документ обещали им передать с попутной лодкой, но не передали, оперативников устроить не могли. Тем более что промысловики так и не смогли внятно объяснить, куда они все-таки везут рыбу и что с ней там собираются сделать. Поэтому разрешительный билет был изъят.

Кроме билета пришлось изъять и ружье.

- Охота с движущегося транспорта запрещена. А ружье в лодке было полностью собрано и заряжено. Налицо административное нарушение, - объяснил Владимир Шибнев.

- А я вообще не понимаю, зачем такое разрешение на рыбалку выдают, - удивляется Юрий Пионка. - Любому человеку позволено бесплатно взять 2-суточную норму вылова: 30 хариусов и 10 ленков. Мало? Так выходи через день на речку - на зиму рыбой запасешься. Надо больше? Покупай лицензию. Один ленок - 2 рубля, хариус - 50 копеек. Не столь уж и большие цены, тем более что коренным жителям скидка 50 процентов. Ладно бы еще эти “промысловики” стариков да детский сад свежей рыбой снабжали, но что-то я таких фактов не припоминаю. Куда весь улов уходит? Вопрос.

- На весь лицензионный лов выделено 1,5 тонны хариуса и 1,5 - ленка. А тут 5 человек подобный объем получили. Давайте представим, что если каждый национальный клан такой промысловый лимит “выбьет”, так Бикин без рыбы останется, - поддерживает Пионку Труш.

“Тигры” окопались на косе

В среднем течении Бикина остановили еще одну лодку. Трое рыбаков - двое русских, один удэгеец. И опять ружье заряженное, двустволка 28-го калибра. Какие-либо документы на него полностью отсутствуют. Владелец оружия - удэгеец пытается объяснить, что оставил, мол, бумаги дома. Но подобные отговорки здесь не проходят - ружье изымается и составляется протокол.

На удобной косе решили встать постоянным лагерем.

- Моторки мимо нас не пройдут, - поясняет Труш. - А тут мы их осматривать и будем.

И действительно, первый день стоянки был достаточно оживленным. Досмотрели три лодки. Все вроде в лицензиях в порядке, за одним исключением. В лицензиях не указаны ответственные за отстрел. Пришлось Трушу брать ручку и, несмотря на видимое неудовольствие охотников, вносить в документы их фамилии.

- Охотники - не дети, прекрасно знают порядок заполнения документов. Так что “чистая” лицензия - это хитрость. Ее можно передавать из рук в руки и вместо одного изюбра завалить трех. А сельсовет, который выдает не до конца заполненные лицензии, невольно поощряет такую практику, - считают оперативники.

Слух о том, что на косе окопались “тигры”, разошелся по реке быстро. И шумы моторов как обрезало.

- Вот и хорошо! Хоть в эти дни тайга спокойно вздохнет, - подводит итог Юрий Пионка.

Тайга под “прессом”

Но даже в этой глуши чувствуется пресс “хозяина природы”. Сопки затянуты дымом - бушующие в соседнем Хабаровском крае пожары дают себя знать. Горит тайга и в Тернейском, Красноармейском районах.

- Наш Пожарский район еще бог миловал от такой напасти! Тьфу, тьфу, не сглазить! - восклицает Сергей Мартынов. - Хватит и лесозаготовителей, еще те любители природы. После них одни пни. В верховьях Бикина вообще всякие работы надо запретить. Уникальная, реликтовая тайга, недаром сюда специалисты из ЮНЕСКО косяком валят. Говорят, нужно эти места строго охранять.

- Да уж - охранять. Еще с горем пополам течение Бикина держим. А что творится в самых верховьях! С вертолетов десант выкидывается, зверье подчистую бьют, рыбу динамитом глушат. А как этих хищников взять? У природоохраны денег на вертолеты нет! - с горечью говорит Пионка. - А тут еще трассу Хабаровск - Находка бьют сквозь тайгу. Держись, зверь!

- С этой трассой сплошные проблемы, - соглашается Труш. - Была дикая тайга, а сейчас какое-то столпотворение наблюдается. Из Хабаровска поохотиться едут все кому не лень. Уже сколько протоколов повыписывали - без толку. В Приморье на пути браконьеров куча кордонов на дороге, а в Хабаровском крае - ни одного. Я понимаю, дорога нужна. Но когда ее прокладывают через реликтовые леса, нужно думать и об охране этих лесов. А то от них ничего не останется.

Эпилог

В час ночи наш джип тормознули на посту ГИБДД на въезде в Лучегорск. Несмотря на все объяснения, что эта машина оперативная, был проведен досмотр без составления протокола. Причем досмотр проводил не сотрудник госавтоинспекции, а участковый милиционер. Как потом выяснилось, сотрудник милиции приходился родственником жителю Красного Яра, у которого было изъято незарегистрированное ружье. Вот такие национальные колориты случаются! Правда, как нас потом заверили непосредственные руководители участкового, подобный инцидент - личная инициатива конкретного милиционера и к опергруппе “Тигр” никаких претензий нет и даже наоборот.