Последний росчерк пера
Теплым июльским вечером Марина Халина возвращалась с работы в свое общежитие, что по Черемуховой,28, и не знала, какое ее ждет потрясение. Правда, комендант вот уже несколько месяцев запиской предупреждала некоторых жильцов о том, что если не оставят ключи на вахте, то вскроет комнаты и вселит других людей. Но Марина как-то не ставила себя в один ряд с ними, к тому же нам смолоду твердили, что жилище неприкосновенно. Как она ошибалась.
Что бы его поставить, чиновникам из мэрии понадобилось более пяти лет... С минуту она в шоке смотрела на взломанные три двери - две входные в двухкомнатную "распашонку", и одна в персонально ее жилую комнату, - с корнем вырванные замки, выбитые косяки, на новых жильцов и лихорадочно прикидывала, во сколько ей, одинокой женщине, станется ремонт. Позже, когда она наконец смогла воспринять действительность, по-женски эмоционально попыталась навести прежний порядок. Но не вышло, не помог даже наряд милиции из Первомайского РОВД, который она вызвала, хотя сам факт взлома дверей квартиры без решения суда о выселении уже является по крайней мере правонарушением, достойным активного вмешательства милиции.
Так они и жили в ее 10-квадратной комнатушке: Марина, въехавшая беременная женщина, которая позже родила прекрасного малыша, внесшего свой колорит в эту "семью," и муж последней, который, правда, ночевать не оставался, ограничиваясь лишь дневным общением. Существование "душа в душу" продолжалось пять месяцев, до середины декабря, когда Первомайский районный суд выселил новых постояльцев.
Случилось это в 1997 году, а началось гораздо раньше - в июне 1993 года, когда завод "Радиоприбор" в лице директора Г.Н. Артемова и новоиспеченное ТОО НПП "Вертекс" в лице Л.Д.Короля, кстати, одновременно заместителя по быту этого самого директора, заключили договор о передаче в аренду некоторого заводского имущества, в том числе общежитий по улице Черемуховой,22 и 28. А "прихватизировав" общежития, включив их в уставной фонд акционирующегося предприятия, руководство, вдохновленное безнаказанными ветрами приватизации, словно першерон-тяжеловоз, которому отпустили узду, "галопом" начало их готовить под гостиницу для иностранцев. Естественно, "переламывая кости" жильцам. И то правда: причем здесь жильцы, если по общепринятой аксиоме, время - деньги, а последних ох как много было бы, если бы не остановили эту бешеную скачку.
Уже пару месяцев спустя, в августе 1993 года, газета "Владивосток" предала гласности исковое заявление жильцов, в котором, в частности, говорится, что "...администрацией "Радиоприбора" и дирекцией "Вертекса" под предлогом ремонта общежития производится переселение жильцов с 1-4 этажей на 5-8 с уплотнением. Освободившиеся площади ... предполагают использовать под гостиницу для иностранных граждан". Тогда же городской комитет по управлению имуществом дал разъяснение по поводу сложившейся ситуации. Оказалось, что в соответствии с Указом президента РФ от 10 января 1993 года "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" и договором, заключенным между администрацией города и заводом, не допускается отчуждение, перепрофилирование, сдача в аренду и передача таких объектов в качестве вкладов в другие предприятия. Кроме того, в соответствии с последними (начала 90-х годов) законодательными актами в состав приватизируемого имущества акционируемых предприятий не может быть включен жилой фонд, в состав которого входят и общежития. О чем дирекция завода и была "поставлена в известность" - истинно российское решение вопроса.
Проще говоря, и сам договор аренды, и попытки превратить общежитие в доходную гостиницу уже тогда, в 1993 году, официальными органами были признаны незаконными. Однако потерявший управление "экипаж" удалось лишь обуздать, "першерон" перешел на шаг и даже иногда рысачит, но до сих пор упорно, уже более 5 лет, движется в первоначально заданном направлении. Просто "поставленные в известность" дирекция завода и тем более ТОО "Вертекс", созданное именно для того, чтобы качать деньги, стали осторожнее. И началась перманентная с переменным успехом война.
К 1993 году с этими общежитиями произошло то, что рано или поздно происходит с большинством рабочих общежитий - они превратилось в обычный многоквартирный дом, по большей части заселенный людьми семейными. Они-то и выступили единым фронтом. Образовалось даже нечто комитета, бесспорным лидером которого являлся и является Николай Шиколенко. Может быть, его и удалось бы поприжать, но мешает одно обстоятельство: он работник правоохранительный органов, более того - теперь уже майор. Вот он-то и передал в редакцию папку, нет, скорее - увесистый том переписки жильцов со всеми мыслимыми инстанциями, содержащей удивительную историю, на которой смело можно ставить штамп "Сделано во Владивостоке".
Чего, собственно, добивались и добиваются до сих пор жильцы? Естественно, что бы их не трогали, а главное - передачи общежития в муниципальную собственность и выдачу им ордеров, что и предусмотрено законом. И, казалось, в 1994 году они добились этого: в январе Виктор Черепков создал комиссию "по рассмотрению вопроса о выводе из числа общежитий и переводе в муниципальную собственность" названных домов, а в декабре сменивший после известных событий Черепкова на посту главы администрации города Константин Толстошеин подписал постановление "О приеме в муниципальную собственность жилого фонда, инженерных сетей и сооружений АО "Радиоприбор", в число которых вошли и общежития по Черемуховой.
Директор завода "Радиоприбор" Г.Н.Артемов подписал акты приема-передачи: канализационных и водопроводных сетей на баланс МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" (В.П.Кудряшов), наружных электрических сетей - Владивостокского предприятия электросетей (В.И.Барков), собственно жилого фонда - производственного жилищно-эксплуатационного управления администрации города (В.В.Соловейчук), тепловых сетей - МП "Тепловые сети" (И.Ф.Стародубов). На всех этих документах существуют подписи, печати обеих сторон, но совершенно не понятно, по каким причинам администрация города дает начавшемуся процессу иной оборот. То есть по документам впроде бы с заводского баланса все это хозяйсвто снято, но фактически городские службы на баланс его не приняли. И опять править балом во всем этом хозяйстве стало все тоже ТОО "Вертекс".
Для жителей 1995 год прошел под знаком выяснения правового статуса занимаемой ими жилой площади, а также размеров оплаты за проживания, ибо ТОО "Вертекс" "загнуло" такие расценки, что солидная группа просто отказалась вносить квартплату - все равно не потянули бы. Обратились в отдел брьбы с коррупцией при администрации, тот сделал запрос в городской комитет по управлению имуществом, которому пришлось признать, что названные общежития им "внесены в реестр объектов муниципальной собственности" и что он, комитет, как собственник "не передавал их на обслуживание ТОО НПП "Вертекс".
И что? А ни чего. Деньги как собирал последний, так и продолжал собирать, не имея на это никаких юридических прав, как командовал общежитиями, постоянно угрожая непокорным жителям выселением, так и продолжал командовать. Все это уже стало надоедать совету директоров АО "Радиоприбор" и в ноябре 1995 года он обратился к Контантину Толстошеину с просьбой срочно решить вопрос о фактической приемке жилья. Между прочим, акционеров подвинули на этот шаг отнюдь не альтруистские побуждения. Просто согласно балансу 1994 года на содержание всего жилого фонда заводом было израсходовано почти 1 млрд.300 млн.рублей. А в июле 1995 года с основной деятельности ему пришлось выложить 200 млн. рублей казначейскими обзязательствами МУП "ВКХ" за водоснабжение, что, несомненно, нанесло существенный ущерб акционерам.
Нам неизвестна реакция на этот призыв тогдашнего главы администрации, зато в апреле 1996 года вновь о себе напомнил председатель комитета по управлению муниципальным имуществом А.Колосюк, который своим распоряжением обязал отдел аренды "заключить с ТОО "Вертекс Ко ЛТД" договоры безвозмездного пользования общежитий по адресам: ул.Черемуховая,22 и ул.Черемуховая,28 сроком с 1 марта 1995 года до 31 декабря 1996 года". Непотопляемость и незаменимость этой фирмы просто поражают, как поражает и насколько охотно чиновники несмотря ни на что идут с ней на контакт, выдумывая каждый раз все новые "заслоняющие" бумаги, впрочем, вилами на воде по сути писанными.
Вот и это распоряжение: мало того, что оно вышло почти через год после начала действия договора, оно вообще, как и первичный договор аренды, весьма юридически сомнительно. Уже хотя бы потому, что одним из главных условий при заключении договоров на ремнонт жилья является наличие у "Подрядчика" лицензии на этот вид деятельности. На тот момент, по письменному свидетельству председателя комитета по ЖКХ администрации края В.Капранова, ТОО НПП "Вертекс" в банке данных лицензионного отдела не зарегестрировано.
Конечно же, опять ни чего не изменилось. Хочу подчеркнуть особо: все инстанции, куда обращались жильцы, лишь констатировали неправильность ситуации, сложившейся с владением и обслуживанием общежитий, но не более того. Например, прокурор края В.В.Василенко в своем ответе в октябре 1996 года ограничился доведением до сведения Генеральной прокуратуры РФ (да, и туда пришлось добраться жильцам) и Николая Шиколенко, что договор безвозмездного пользования с ТОО "Вертекс" продляться на 1997 год не будет и что по поводу размера квартплаты ... "дело... направлено на новое рассмотрение в Первомайский районный суд". В мае 1997 года председатель комитета по управлению муниципальным имуществом тоже сообщал, что искомый договор на 1997 год не пролонгилован, впрочем, четко при этом определив: ставки за пользование жилыми помещениями утверждаются администрацией Владивостока. Через год тоже самое подтвердил заместитель председателя этого комитета Юрий Кульчий.
Тогда позволительно спросить: если все это так, то почему все эти годы и вплоть до сего дня фактически в общежитиях безраздельно властвует, собирает квартплату и решает, кому в нем жить, а кому нет ТОО "Вертекс"? Кстати, не вылезающее все эти годы из исков жильцов, ни один из которых так и не сумевшее выиграть.
...Вера Астафьева нечто подобное ожидала давно, потому что, во-первых, она не первая, а во-вторых - уже несколько месяцев как прочно увязла в конфликте с "хозяевами" общежития по Черемуховой,28 . И то самое произошло мартовским этого года вечером, когда она вернулась домой и обнаружила что в дверях ее квартиры сменены замки. Без шума и гама направилась в Первомайский РОВД, но там ей заявили, что подобными делами не занимаются. Как вам это нравится: у вас, не имея на то решения суда, взламывают двери, вставляют замки, а те, кто живет с наших налогов и должен нас оберегать, заявляют, что это их не касается.
Ладно, к 23-00 того же вечера кое-как справилась с замками, а на следующий день пошла в суд. Там не сразу, а лишь по указанию председателя Первомайского районного суда дело приняли к производству, а значит до окончательного решения она останется в своей комнате. Состоялось уже два заседания и дело опять отложено - причины, согласитесь, при желании всегда можно найти. Астафьева, тем не менее, уверена, что ее иск удовлетворят. Во-первых, по аналогии - ведь до этого все решения принимались в пользу квартиросъемщиков. А во-вторых, в конце сентября и.о. мэра В.Неделин наконец подписал постановление "О принятии на баланс общежитий по ул.Черемуховой, 22 и 28 ОАО "Радиоприбор", которым предписывается принять их на техническое обслуживание МУП "Чайка-7".
Нынешняя команда мэрии, надо отдать ей должное, взялась за дело рьяно. В общежитиях уже побывали представители различных отделов и управлений, которые, по свидетельству очевидцев, от рассказов жильцов приходили в шоковое состояние - у нас, де, такого просто быть не может. Во Владивостоке, слышалось в ответ, еще как может.
Кропотливую и чрезвычайно трудную работу начало управление по учету и распределению жилья мэрии, которому предстоит вручить ордера. Но вот же незадача: между списками жильцов, представленных ТОО "Вертекс" и общественным комитетом, как говорится, - дистанция огромного размера. И это не удивительно: за пять лет удалось кое-кого "скушать" и кое-кого заселить, а некоторые квартиры - уплотнить. Однако, судя по тому, что управление включило в состав комиссии Николая Шиколенко - самого стойкого борца за права квартиросъемщиков, есть надежда в справедливой выдаче ордеров.
Правда, напомним, подобное постановление уже принималось в декабре 1994 года и тогда его реализация, начавшись столь же оперативно и бурно, вдруг резко изменила курс и пошла совсем не теми путями, которые им были предписаны и которые опять-таки привели к непотопляемому ТОО "Вертекс". Потому жильцов и гложет червь сомнения, что это как раз тот последний росчерк пера чиновника, который позволит поднять им головы над "сооруженными барикадами" и наконец выведет их из состояния постоянной готовности к обороне и ответным действиям. Ведь так хочется просто пожить - без хождения "по мукам", то бишь по инстанциям.