Лодка в море... равнодушия
С каждым часом тают надежды друзей и родственников на благополучный исход поиска пропавших без вести в Японском море 3 жителей Владивостока.
Командование ТОФ отказалось помочь в поиске пропавших в море офицеровЕще 9 октября они отправились на большом катере “Морской сокол” на любительскую рыбалку к восточному побережью Приморья. Возле бухты Краковской на судне вышел из строя двигатель. Пока капитан катера и один из участников морской прогулки прочищали фильтры, остальные трое решили порыбачить в соседней бухточке.
Все они были весьма опытными, побывавшими во множестве экстремальных ситуаций, не раз сталкивавшимися с опасностью людьми. Подполковник в отставке, майор запаса, к тому же фронтовик-афганец и орденоносец, капитан 3-го ранга. Друзья сели в резиновую лодку с подвесным мотором и отправились в расположенную за небольшим утесом бухту Киевка. Больше их никто не видел.
Отремонтировав двигатель, мини-экипаж “Морского сокола” в субботу самостоятельно взялся за поиски потерявшихся. Но безрезультатно. Добравшись до поселка Врангель, они сообщили во Владивосток о чрезвычайном происшествии и вернулись в Киевку для продолжения поисковой операции.
Уже в понедельник утром в краевом центре был создан штаб по спасению людей. Инициаторами выступили друзья потерявшихся. Самое активное участие приняли руководители и специалисты ряда государственных организаций. Координацию операции взяло на себя главное управление по делам ГО и ЧС края и разослало во все инстанции официальные предложения о присоединении к поиску.
Одновременно Владивостокский спасательно-координационный центр оповестил экипажи рыболовецких и морских торговых судов, пограничных кораблей, находящихся в возможной зоне бедствия, о случившемся. Несколько теплоходов специально изменили курс следования, чтобы пройти вдоль юго-восточного побережья Приморья.
Из Владивостока в Лазовский район отправились 150 добровольцев - сослуживцев, коллег по работе, просто друзей. Вместе с местными жителями, сотрудниками милиции, охотниками и рыбаками они прочесывают побережье. Оповещены органы власти всех прибрежных поселков и таежных деревушек. Люди воспринимают беду как свою собственную и не теряют надежду найти пропавших без вести.
Сразу же откликнулся на призыв о помощи коллектив “Владивостокавиа”. Тем более что летчики и штурманы получили возможность заработать средства для своего предприятия, а стало быть, и принести в семьи зарплату. Ведь фирмы, где работали бывшие офицеры, оплачивают даже топливо для воздушных судов. Начиная с понедельника в воздух каждый день поднимается минимум 2 вертолета “Ми-8” и самолет “Як-40”. Есть, конечно, определенные трудности. “Вертушки” не могут охватить районы открытой части Японского моря. А самолет не может летать на малых высотах и низкой скорости.
Именно поэтому и обратились представители спасательного штаба за помощью к командованию Тихоокеанского флота. Поскольку только ТОФ имеет в наличии поисковый самолет “Ан-26” с комплексом необходимой аппаратуры и предназначенный именно для таких операций. Шли с надеждой, что не откажут. Ведь выручать надо таких же офицеров, поскольку существует в армии и на флоте кодекс офицерской чести, а еще понятие - сам погибай, а товарища выручай. К тому же просили не за “спасибо”, готовы были сполна оплатить все расходы военных летчиков. Может, и они смогли бы принести денежное довольствие в свои семьи, потому как правительство особо об этом не беспокоится.
Простые офицеры авиационного полка с готовностью откликнулись на призыв помощи. Знают не понаслышке об экстремальных ситуациях, им также приходилось оставаться без пищи и питьевой воды. Понимают, что только они - профессионалы - смогут в условиях плохой видимости найти на огромном пространстве воды крошечную лодку. Летчики оперативно подготовили свою машину к полету и ждали команду на взлет. И не дождались. Командование ВВС ТОФ и самого Тихоокеанского флота заняло, мягко говоря, странную позицию.
Вот что рассказали корреспонденту “В” члены штаба спасательной операции. Несколько часов они находились с официальной заявкой и деньгами на оплату в высоких генеральских инстанциях. Мотивировки отказов были различными: запланированы прыжки группы спецназа, командующему требуется лететь и многое другое. Трое суток поисковый полет над морем отодвигался, переносился в резерв или на следующий день. Хотя каждый здравомыслящий человек понимает, что в таких условиях промедление смерти подобно.
Однако помощи спасатели в этом штабе так и не дождались. А самолет между тем никуда не вылетал. Поэтому они обратились напрямую к начальнику штаба ТОФ вице-адмиралу Федорову. Все попытки пробиться на несколько минут к нему обрекались на провал. Видимо, гораздо проще защищать абстрактно всю Родину, чем конкретного человека в реальных условиях. И как можно теперь надеяться на защиту всему Владивостоку, если у нескольких генералов-адмиралов не нашлось возможности или просто желания помочь трем ее жителям. Которые сами честно выполняли воинский долг.
Журналист “В” хотел сам поговорить с упомянутыми военачальниками. Однако ему заявили, что необходимо в письменном виде предоставить заявку, в которой указать тему беседы и предполагаемые вопросы. Заявку рассмотрят и скажут, будут с ним общаться или нет. Поэтому и появился на страницах газеты данный материал. В нем мы и ставим эти вопросы. Об офицерской чести, моральных качествах, уставных взаимоотношениях и многом другом. Пусть через газету ответят на них.
А поиск пропавших между тем продолжается. Его границы расширяются. Теперь облеты достигают уже Татарского пролива. Люди с горячим отзывчивым сердцем в погонах и без них не теряют надежду найти друзей-офицеров и не теряют веру в порядочность...