Шпаргалки в переплетах

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Книжные развалы Владивостока заполонили “Готовые домашние задания” - толстенные фолианты по физике, химии, математике, русскому языку. Взрослые дяди и тети, прорешав все задачки и упражнения, вознамерились максимально облегчить ученикам тот самый гранит науки, о который основательно крошатся зубки наших детей. Каждое издание сопровождается предисловием, что оно предназначено для нерадивых учеников и трудолюбивых родителей. При этом оговаривается: мол, списывать, дети, все-таки нехорошо!

Образовательная литература, явно смахивающая на шпаргалки, вызвала массу мнений и толков.

Стоит ли говорить, что все ученики - от отличников до неуспевающих - только “за”. Тут разночтений нет.

Больше всего встревожены учителя старой школы. Анна Герасименко, педагог с 40-летним педагогическим стажем:

- Это самая настоящая диверсия. Подобная “жвачка” развращает ученика. Списывай себе спокойно, все уже подчеркнуто, выделено - и никаких проблем. А трудолюбие, усердие, аналитический подход, самостоятельность? Такие “пустяки” запросто отбрасываются в сторону.

Мало того, что мы будем иметь учеников с “дутыми” знаниями, мы еще получим и никчемную личность. Чего в своей жизни достигнет человек, который 10 лет прожил по шпаргалке.

Еще раньше, когда появились сборники “золотых” сочинений, возмущению моему не было предела. Ну кто определил, что это лучшие из лучших?! Некоторые сочинения не выдерживают никакой критики.

Лично я готова бить в набат, организовывать подписи, обращения в министерство народного образования, чтобы запретить издание в стране подобной литературы.

Не столь категоричны родители. Антонина Антоненко из всего учебного многообразия выбрала для своего ребенка 2 брошюры: проверочные диктанты и контрольные по русскому языку и “Готовые домашние задания по химии”:

- Собственно говоря, эта литература не для ребенка, а для меня. Благодаря ей я смогу контролировать выполнение домашних заданий. Подиктую упражнения, здесь много текстов по курсу русского языка. Буду знать, какие требования предъявляются по программам. Считаю, что это полезно для родителей, можно более предметно осуществлять контроль за ребенком.

Владимир Симоненко, отец двух школьников-старшеклассников:

- Я случайно узнал и специально посоветовал своим пацанам купить “300 кратких содержаний” - книгу, где в емкой, сжатой форме излагаются сюжеты произведений, необходимых парням по школьной программе. Да некогда им читать “Войну и мир”, не приучены нынешние школьники к чтению, пусть хоть в такой форме будут знать, о чем речь идет в “Капитанской дочке” или “Евгении Онегине”.

Свою точку зрения высказала Галина Зебзеева, заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 56:

- Понимаю, что метод запрета совершенно неэффективен. Подобная литература - бизнес. Надо идти путем просвещения родителей и школьников. Именно к такому выводу мы пришли на совещании руководителей школьных методобъединений. Пособия мы готовы рекомендовать родителям. Но подходить к их использованию надо крайне осторожно.

Вот я просмотрела готовые задания по математике. Если ученик все так добросовестно спишет, ему “неуд” обеспечен - у нас совершенно другие требования к оформлению задания. Но я готова приветствовать, например, открытые тексты экзаменационных работ по математике. Они уже выпущены для 9-го класса, хорошо бы подготовить и для одиннадцатиклассников. Трудно прогнозировать, что тебе попадется на выпускном экзамене, но, прорешав заранее все, выпускники проделают огромную дополнительную работу. Для них это будет только плюс.

И еще. Личность ребенка закладывается в семье. Эта аксиома на все времена. И от родителей в первую очередь зависит, как они воспитают своего ребенка. Будет ли он надеяться на чужую помощь или рассчитывать на самого себя.