Не так уж важны слова, если есть что сказать...
Время диктует нам выбор всего, чем жив человек. Начиная с суетных мелочей нашего нелегкого бытия, кончая серьезными жизненными перспективами. Сейчас, когда вокруг столько прогнозов о беспросветном будущем Отечества, молодые кидаются из крайности в крайность, особенно когда это касается выбора профессии. В стране, где население не производит, а в большинстве своем торгует, мечтающие "делать жизнь с кого" все чаще идут в юристы, экономисты, менеджеры и дистрибьюторы.
Перед Еленой Гальбиной вопрос о выборе будущей профессии встал 5 лет назад, и сомнений не было - режиссерский факультет Хабаровского института культуры. Девочка, родившаяся и выросшая в Тихоокеанске, не избалованная гастролями заезжих театральных знаменитостей, с детства "заболела" театром, через все школьные годы трепетно и преданно пронесла мечту - работать в театре. В школе она всегда была заводилой на всех утренниках, в спектаклях, капустниках, театрализованных представлениях. Сейчас Лена с улыбкой вспоминает, что впервые балет увидела, учась в 10-м классе, а поездки во Владивосток на спектакли в театр драмы и кукольный театр были истинными праздниками ее души.
В Хабаровский институт культуры на отделение режиссуры она поступила удивительно легко. Некоторое время училась очно, затем перешла на заочное отделение. Быстро пролетели студенческие годы, и вот впереди - дипломный проект. Дипломным спектаклем скорее всего будет постановка знаменитой сказки Леонида Филатова "Про Федота-стрельца - удалого молодца", есть и желающие получить в спектакле роли.
Елену Гальбину хорошо знают в Фокино, она непременная ведущая почти всех праздничных представлений, концертов, вечеров отдыха. Инструктором дома офицеров флота работает полтора года, автор многих сценариев городских праздников и театрализованных представлений.
Недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Лена очень рано начала писать стихи и не раз выступала с ними перед жителями города, не однажды сценой для нее становились палубы военных кораблей. К ней тянутся люди творческие, талантливые. Не случайно Лена - свой человек в литературной гостиной, что при "Службе семьи", активная участница поэтического вечера "Нам музы обещают свой союз". Ее стихи лиричны и глубоки, профессиональны, выстраданы, полны ярких образов и философских рассуждений об извечных ценностях - любви, преданности, чести, долге...
Не так уж важны слова,
если есть что сказать...
Сгорая, плачет свеча о невозвратном.
На конверте - печать и адрес обратный,
Но я не знаю, нужно ли отвечать...
У Лены сильный характер, она привыкла трудом добиваться в жизни успеха и признания, она знает, что ее труд очень важен и нужен, и способна убедить в этом любого, кто окажется рядом... Она иронична, у нее замечательное чувство юмора, присущее всегда талантливым людям.
- Состоится защита диплома. Ты - профессиональный режиссер. Что дал тебе институт?
- Научить ничему нельзя, можно только научиться. Иными словами дать образование нельзя, его нужно уметь взять. Институт дал мне все, о чем я мечтала. Там удивительная база, большие возможности совершенствовать свои способности. Да и Хабаровск - город, где есть что посмотреть. Мне довелось попасть на концерты труппы Валерия Михайловского "Мужчины на пуантах", о которых далеко не однозначно отзывалась критика. Я плакала от восторга! Особенно потрясло второе отделение спектакля, где в сценах из балетов "Жизель" и "Баядерка" несуразные в общем-то мужчины в пачках и на атласных пуантах, старательно изображая женщин, тем самым превозносят женскую красоту, женскую грацию, дают понять, что прекраснее женщины нет ничего на свете! Это потрясающе, но это нужно понять, это своеобразный язык балета - язык танца.
- Можно ли в Фокино создать театр?
- Можно. И нужна даже не столько поддержка, а хотя бы непротивление этому. Безусловно, нужна материальная база - костюмы, декорации, хорошая сцена.
В городе великое множество талантливых людей. Но развиваются в основном хореография и вокал, если не считать детской театральной студии "Вдохновение", которая также нуждается в материальной поддержке. Когда стоял вопрос о переводе сюда, в Фокино, драматического театра Тихоокеанского флота, споткнулись на обеспечении актеров жильем, на создании пристройки к ДОФу, где можно было бы оборудовать нормальную сцену. Наша сцена не приспособлена, особенно для балета. Помню, как выступала балетная труппа из Новгорода: в каждом отделении пуанты из изящных атласных балетных туфелек превращались в лохмотья.
- Если бы тебе довелось быть режиссером первого театра в этом городе, что бы ты непременно хотела поставить?
- По духу мне ближе всего Эдвард Радзинский. На втором курсе я ставила отрывки из его спектакля "Театр времен Нерона и Сенеки" - как это все актуально и теперь. "Убить мужчину" - глубокая вещь. Именно так и нужно творить - чтобы умные поняли, а другие так и не смогли докопаться до истины...
- Музы, как известно, существа хрупкие. А здесь, в военном храме искусств, коим является дом офицеров, им приходится примерять и кирзовые сапоги, и матросскую бескозырку, надевать на плечи погоны, не тяжело ли?
- Пока никто не вмешивается в процесс творчества, музам живется легко. Они не любят диктата. Каждый должен заниматься своим делом профессионально. У нас много талантов. В праздничных концертах частые участники - военные. Это и группа "Бендер Блюз", ее солист Сергей Барнавалов, это и Роман Сунагатов, виртуозно владеющий классической гитарой, и многие другие. С талантливыми людьми работать легко! Есть в нашем городе и профессиональный актер театра и кино - Виталий Яшков, но работает он не по специальности...
- Каким должен быть современный актер?
- Актер - это почти ангел, если хотите, это существо бесполое. Актер должен быть отрешен от всего суетного, он должен быть истинным слугой искусства... Театру присуща волшебная сила, театр может многое - формировать общественное мнение, заставить переосмыслить прошлое, подвигнуть на любые дела. Вся наша жизнь - театр, люди - актеры. Сейчас главные театральные подмостки - это политика. Но это не тот театр...
То, что сказано, в воздухе не повисло...
В землю упало, и даст Бог,
пойдут ростки.
И пирамиды печали рухнут во тьму,
И осознанье потерь
станет легче и проще.
В небе - пером из крыла
таинственный росчерк...
С места в карьер, и губы не рвут удила.
Недаром говорят, что стихи лучше всего расскажут об их авторе. Целеустремленность, постоянный поиск, самосовершенствование, желание дарить радость людям, бросать зерна в благодатную почву, холить их и нежить, оберегая от напастей, - смысл жизни, которая еще только начинается!
Впереди у Елены Гальбиной - воплощение творческих замыслов, а зритель хорошо знает ее способности и давно по достоинству оценил их.