Ничего себе, сходил за брусничкой!
В одном из сентябрьских номеров “В” сообщал о жителе села Лазо, пропавшем в тайге. Его поисками занимались милиция и местные жители. Но тщетно. Родственники заблудившегося уже готовились к самому худшему. Но прошла неделя - и пропавший вернулся домой. О своих злоключениях Николай Глазков рассказал журналисту:
- Вам как рассказывать, подробно? Хорошо, тогда начну с самого начала. Когда мы добрались до брусничных мест, в лазовских местах эти сопки называют Синими, было послеобеденное время, к тому же дождик начинался. Поэтому для начала решили устроить место ночевки - палатку поставить, приготовить дров. Утро тоже не слишком порадовало погодой - туман, морось, но все же пошли посмотреть ягоду. Вышли к Горелой Пади, невдалеке - сопка Тренога.
Усилился дождь, и прибавилось тумана - в двух метрах ничего не было видно. Я покричал, вроде меня услышали. Вышел к реке, а от нее - до Треноги, но, как оказалось, это не та Тренога... Похожих сопок вообще несколько в тех местах. Поэтому я и заблудился.
Попалась хорошая тропа - и снова не туда вывела. А дело к позднему вечеру, пришлось заночевать. Когда выбирал место ночевки, наткнулся на сопку с морошкой. Ее там видимо-невидимо!
Наутро второго дня вышел к реке - течет на восток. Я пошел по течению вниз. Через некоторое время услышал музыку, приятную на слух. Подумал вначале, что мерещится. За поворотом реки на другой стороне увидел пещеру. И хоть шум реки был громок, я слышал, что музыка идет оттуда. Вокруг никого... Я покричал, посидел на берегу, слышал еще и разговор, но никого так и не увидел.
Решил пройти дальше по реке, вышел к марям. Начинало сереть... И тут я увидел на другом берегу людей - мужчину и женщину. Я их даже описать могу. Но через реку перейти не было возможности - разлилась, сильное течение и неизвестная глубина. На мои крики эти двое не отозвались вообще, даже постарались скорее в лес уйти... Мне пришлось искать еще одно место для ночевки.
На третий день нашел, как переправиться через реку - два больших поваленных дерева. Осторожно стал переправляться, но все же в паре метров от финиша стволы подо мной закачались, и я упал в воду. Протащило меня метров 15... Уплыла часть вещей, совершенно размокли спички, хотя они были в целлофановом пакетике. Не стало ножа... Пришлось раздеваться, чтобы выжать и хоть немного просушить одежду. А чтобы не терять времени, часть ее надел на себя, а часть - на палку и пошел. Вышел на какую-то дорогу, ведущую, видимо, к зимовью. А через некоторое время лицом к лицу столкнулся с теми двумя... Они убежали. Еще раз слышал их голоса - уже за рекой, оказывается, у них надувная лодка была, они якорек перебросят на другой берег, зацепятся там за что-нибудь и перетягиваются...
Дошел до какого-то моста - обмыт с обеих сторон. Пришлось возвращаться. Нашел остатки сгоревшего барака лесников. Места уже были знакомые, вот только разлившиеся реки не давали переправиться на нужное место. И вот еще одна ночь у безымянного ручейка.
На следующий день вышел с севера к горе Верблюд, там и водораздел из трех речушек. Пошел по сопкам, наткнулся на змеиное место. Вернулся, а тут уж и ночевать надо. Кстати, спал я в большом целлофановом мешке: надышу - и тепло. И вот, сплю - хотя какой там сон! - и чувствую - змея по ногам ползет. Видимо, приняла меня за нагретую корягу. Дернусь - укусит. Осторожно освободил одну руку и стал шуршать по целлофану - уползла. Сна уже не было, ночь была лунной, и я потихоньку двинулся дальше. Невдалеке слышал бой изюбров, потом увидел сломанную березку в две руки толщиной.
...Вышел к еще одной реке и поднялся на ближайшую сопку. Такого я еще никогда не видел: на макушке - яркое солнце, а у подножия - тьма и дождь стеной! Промок опять до нитки, но вышел к другой сопке - сплошной каменный утес. Где ползком, где проверяя впереди себя дорогу палкой (много было природных ловушек - провалов в породе, заросших мхом), прошел это место. Звериной тропой вышел на просеку-дорожку, потом на хорошую лесную дорогу. Это была уже пятница. Увидел гусеничный след и след человеческий. Пошел по последнему... и вышел к разрушенному мосту, возле которого я на днях уже побывал. Даже нашел консервную банку от своего обеда. Это значит, что я сделал очень большой круг! Пока все рассматривал, подошло время ночевки.
Утром пригляделся к “новичку” - гусеничному следу. Это какой-то великан, а не машина: след-то на всю ширину дороги! И ведет в горы, куда и мне надо. Присел отдохнуть - опухшие ноги не позволяли проходить более 10 км. Перекусил остатками ягод. И вдруг из-за поворота выходят двое. Вооружены... Подходят ко мне, рассматривают, расспрашивают: “И давно ты по тайге бродишь?” Разговорились, и оказывается - в 6 километрах отсюда находится их бивак. Рассказали мне, как туда дойти, мол, там покормят и покажут дальнейший путь. Дали спичек. Но потом, видя мое состояние, один из охотников взялся меня проводить. Эти шесть километров были для меня как марафон, два раза останавливался отдохнуть.
И вот стоянка. Люди смотрели на меня как на дикаря. И хлеб с маслом пиршеством показался. Стал накрапывать дождик, и эти люди, оказывается, они из АО “Тайга”, стали собираться. Их руководитель решил довезти меня на вездеходе до села. Оказывается, он бывал когда-то в Лазо, и мы даже вместе решали какую-то проблему. Довезли до села Ясного, что в Чугуевском районе. Оттуда меня довезли до перевала. Предварительно позвонили в Лазо, чтобы сообщить, что я нашелся и чтобы встретили.
- Что можно посоветовать людям, оказавшимся в подобных условиях?
- Во-первых, не терять присутствия духа. Берите с собой всегда нож и спички, а лучше надежную зажигалку - с моих-то спичек даже серу смыло, хоть и были в целлофане.
Во-вторых, научитесь ориентироваться по солнцу. В полдень тень указывает на север. А также - по направлению течения рек. В-третьих, костер даже в дождь можно развести с помощью бересты. Для непредвиденных ночевок нужно брать с собой большой прочный целлофановый пакет - я в своем был и почти сухой и совсем не замерз. Разумеется, обувь должна быть удобной.
А лучше ни от кого не отставать и не теряться.