От беды бежали к нужде
В дверь постучали. Я открыл. На пороге стоял смуглый небритый мужчина в замызганной рубашке и старом, когда-то черном пиджаке. За штанину крепкими пальчиками уцепилась девочка 3-4 лет в старом же многоцветном среднеазиатском халате.
- Мы беженцы, приехали из Таджикистана, - мужчина с трудом выговарил русские слова. - Помогите как можете...
Пока эта картинка находкинцам в новинку. Для центральных улиц, подземных переходов Москвы и приморского краевого центра - типичная примета времени. Традиционно с времен развитого социализма открытая для посещений иностранцами Находка была регулярно очищаема милицией от подобного рода “родимых пятен капитализма”.
Последний раз, рассказывали местные милиционеры, пару лет назад в город прикочевал цыганский табор. Разбили палатки у железнодорожного вокзала, постелили на лужайке одеяла и отправились на промысел - гадать, попрошайничать, торговать и воровать. Чтобы избавить город от нашествия, оперативники закрыли в камеру цыганского старшину - до тех пор, пока его сородичи не предъявят билеты на обратный путь. С тем кочевников благополучно проводили.
Теперь ситуация еще более беспокойная. В нынешнем году возрос поток беженцев в Находку из горячих точек и государств СНГ, где неуютно живется нашим гражданам. В отделе по труду и занятости населения зарегистрированы 244 семьи вынужденных переселенцев и беженцев.
В последнее время к нам в основном едут из Казахстана - в Находке решили осесть 66 семей. Еще 62 семьи приехали из Узбекистана. Из горячих точек - Чечни и Таджикистана сбежали 75 семей. Как сообщает пресс-служба администрации города, есть беженцы из Грузии, Абхазии, Молдавии, Латвии, Азербайджана.
Трудная у них доля, но город все-таки старается помочь им встать на ноги. В нынешнем году прошли переучет 25 семей и подтвердили статус вынужденных переселенцев. А с 22 семей этот статус снят, поскольку они уже обустроены, имеют жилье, работу или получают пенсию. Словом, заняли свою нишу в Находке.
Находкинцы, можно сказать, отрывают от себя. Для многодетных семей были выделены бесплатные путевки школьникам в оздоровительный лагерь “Сатурн”. 5 семей из Чечни получили компенсацию за утерянное имущество в 36 тысяч рублей. Материальную помощь оказали беженцам, имеющим детей, и ветеранам Великой Отечественной войны.
Мать-одиночка получила возможность вылечить своего ребенка и оформить его в детский реабилитационный центр. 3 пенсионера-беженца поправили здоровье в профилактории “Приморский”. И это не все. За счет фонда миграционной службы Приморского края только в первом полугодии вынужденные переселенцы получили 5 долговременных беспроцентных ссуд в 400 тысяч рублей. Для ветерана Великой Отечественной войны приобретена 1-комнатная квартира.
Знающие люди сказали мне, что есть две категории беженцев. Одни бежали от войны, враждебности бывших соседей, потеряв жилье, имущество, работу, положение в обществе. Имеющие деньги давно устроились. Других и на прежнем месте ничто не держало. И любой порыв ветра срывает их с места. Может, это им мы открываем двери и достаем из кармана предпоследние мятые бумажки.
Прокурор Владивостока Юрий Мельников обратился к руководству городского УВД с требованием немедленно принять меры, направленные на выполнение указа президента РФ “О мерах по борьбе с бродяжничеством и попрошайничеством”.
“В городе Владивостоке имеют место факты приставания к прохожим со стороны лиц таджикской и цыганской национальностей. Указом президента на органы внутренних дел возложена обязанность по выявлению лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, по задержанию и доставлению их в приемник-распределитель и обеспечению общественного порядка”, - говорится в требовании прокурора.