Так начинался город
Газета "Владивосток-Большой Камень" открывает новую рубрику: "Я помню", посвященную истории города. Первый "колыщек" - воспоминания первостроителя Большого Камня Ивана Николаевича ШМУРОВА.
Еще в далекие довоенные годы Москва приняла решение создать на Дальнем Востоке мощный военно-морской флот для защиты рубежей Родины на Тихом океане. В связи с этим было решено построить и судоремонтные оборонные заводы закрытого типа. Необходимые для выбора места наших будущих города и завода геологические и топографические работы вела ленинградская изыскательская партия, а проектированием строительства занимались специалисты Ленинградского проектного института.
Война прервала эту работу, но она возобновилась с наступлением мирного времени. Выбор изыскателей пал на живописную малонаселенную бухту, открытую в середине прошлого века русскими мореплавателями-первопроходцами, которые сделали ее описание и нанесли на карту приморского побережья с названием "Круглая с большим камнем". Впоследствии название упростилось - бухта Большой Камень.
В начале 1947 года нашему находкинскому тресту Военморстрой № 7, где я тогда работал начальником финансового отдела, поручили создать новую подрядную организацию для строительства завода и поселка. Начали с подготовительных работ по организации нового строительного управления в самом тресте - без выезда на будущую строительную площадку.
18 апреля 1947 года уполномоченным Минсудпрома, то есть представителем заказчика, назначается Павел Иванович Решетников, ныне живущий во Владивостоке. В июне того же года были решены все организационные вопросы, и наконец 23 июля начальник треста Военморстрой № 7 подписывает приказ о создании в бухте Большой Камень СУ-5 и назначении его руководящих работников: начальником управления - Леонида Михайловича Терехова, главным инженером - Василия Акимовича Клыпина и главным бухгалтером - меня. Одновременно с нами во вновь организованное строительное управление были переведены и другие ведущие специалисты - нормировщик Роман Варфоломеевич Коршунов, плановик Александра Филипповна Григорьева, техник-строитель Виктор Васильевич Кузнецов.
Из бухты Находка мы вышли рано утром в последнее воскресенье июля на катере "Грозный", таща за собой на буксире баржу с погруженными на нее новой машиной "Форд", несколькими десятками кубометров досок, кирпичом, цементом, гвоздями, всевозможным инструментом, инвентарем, продуктами. С нами шли и 70 военнопленных японцев. В бухте Андреево катер встретил наш главный инженер Клыпин, выехавший из Находки на день раньше, дабы на месте решить вопросы по размещению прибывающих. Тут же были и жители села Андреево, и пограничники во главе с начальником заставы. Разгружать баржу начали вечером в день прибытия и закончили только через день. В первую ночь японцы ночевали кто в наскоро поставленной палатке, кто - в бараке, а мы разместились в ДНСе. 4 квартиры этого дома впоследствии заняла наша контора, а остальные заселили работники управления.
С первых же дней начался прием рабочих, служащих и инженерно-технических работников из числа жителей окрестных сел - Андреево, Петровки и других. Дел, конечно, хватало с избытком: вывозка с Андреевского пирса материальных ценностей для будущего поселка, который несколько позднее стали именовать "старой стройкой", обустройство на новом месте, капитальный ремонт сохранившихся здесь с давних времен ветхих строений - двух бараков, бани, материального склада, хлебопекарни и ДНСа.
Первое время пришлось обходиться керосиновыми лампами, а столы изготовили из привезенных с собой досок. До Петровки добирались по разбитой грунтовке (в жару полколеса в пыли, в дождь - в грязи), да и машина одна на всю стройку, отчего для поездок в райцентр Шкотово пользовались попутным транспортом других организаций.
Большую помощь нам оказывали партийные, советские и хозяйственные работники, в частности - председатель Уссурийского рыбкоопа Вишневский. Он прикрепил нас к столовой в Андреево, а в рыбкооповской пекарне пекли хлеб из нашей муки. Рыбобаза Андреево предоставляла нам баню и воду. Школа колхоза "1 Мая" приняла на обучение детей. Петровский и Романовский медпункты, а также и Промысловский военный госпиталь лечили наших больных. Петровский сельсовет открыл для детей ясли, станция Петровка выделила площадку под грузы для новостройки, доставлявшиеся по железной дороге, а Петровское отделение связи провело телефонную линию. Продуктами питания, а затем и промтоварами снабжались из Находки, со склада ОРСа Военморстроя № 7, который открыл у нас небольшой магазин в здании хлебопекарни. Первым завмагом и продавцом стал Фома Васильевич Мадан.
Не было дня, чтобы не возникали трудности. Не хватало материалов, инструментов, но главное - квалифицированных рабочих. Из-за отсутствия электроэнергии не было и механизации, и потому все работы, в том числе распиловка леса на доски, заготовка камня и песка, производились вручную. Недостающий хозинвентарь, пилы, топоры, рубанки мы покупали у частных лиц. Материалы на стройку со станции Петрока везли по бездорожью трактором, а во время сильных дождей - через Суходол и колхоз "1 Мая".
Но постепенно управление крепло и набирало темпы роста. К концу 1947 года число работающих, вместе с прибывшими из Ярославской области, превысило сотню человек. К этому времени удалось отремонтировать все старые здания, а заодно построить конюшню для приобретенных в войсковых частях 15 лошадей, установить дизельный движок и генератор мощностью 8 кВт. Кроме того, у населения Владивостока купили старую конторскую мебель - столы, стулья, шкафы для работы административно-хозяйственного персонала, штат которого к тому времени был уже частично укомплектован. Начиналось строительство объектов за счет третьей части генсметы (временного характера) - жилых зданий, столовой, магазина, гаража, механической мастерской, электростанции, водокачки и так далее.
Но перспектива на будущий год была неясна, а в январе выяснилось, что на 1948 год нашему управлению не дали плана, что означало отсутствие финансирования. В этих условиях руководство Военморстроя пошло на риск - ликвидировало находкинское СУ-3, передав его объекты другому управлению, а высвободившиеся финансовые средства экс-управления передали в Большой Камень, переименовав при этом строительное управление № 5 в СУ-3. Весь 1-й квартал 1948 года мы просуществовали, не получая денег от заказчика, исключительно за счет средств треста № 7. А в 4-м квартале этого года СУ-3 было переименовано в УНР-261 и передано в подчинение стройтресту № 8 г. Владивостока.
В 1950 году наметилось создание собственного строительного треста в самом Большом Камне, с появлением которого значительно увеличился бы объем работ на объектах поселка и завода. В адрес несуществующего еще треста с заводов-поставщиков отгрузили много механизмов и техники - автомобилей, бульдозеров, экскаваторов, скреперов и т.д. Но трест этот так и остался только на бумаге, а направленные ему вагоны с такими необходимыми для нас грузами не доходили до станции Петровка и в пути следования переадресовывались на другие стройки главка.
Из-за того, что какое-то время наше управление являлось фактически бесхозным, решение вопросов материально-технического снабжения оказалось делом непростым. Но после окончательного закрепления нашего УНР-261 за трестом № 8 положение стало стабилизироваться. Тогда и появились субподрядные строительные организации: УНР-375 - "Дальморгидрострой", УНР-855 - "Дальтрансспецстрой", УНР-535 - "Дальсантехмонтаж", УНР-435 - "Дальэлектромонтаж", УНР-457 - "Строймонтажконструкция" и другие организации. В это время представителем заказчика был Феодосий Максимович Русецкий, а УНР-261 возглавлял Иван Сергеевич Корольков.
А тем временем сюда со всех концов страны ехала по комсомольским путевкам молодежь, которой сразу же находилось дело на строительных площадках. И очень вовремя - в 1952-1955 годах в Большом Камне размещается строительный батальон - подразделение, заметно увеличившее наши возможности, когда потребовалось наверстывать упущенное, когда поджимали сроки пуска первых цехов и сдачи жилья для заводских работников.
Очередная реорганизация у строителей случилась в начале 1956 года, когда УНР-261 перевели в подчинение тресту № 34 г. Уссурийска, а еще одна - 1 января 1960 года: весь объем работ, предназначенный для УНР-261, передается в УНР-375 - "Дальморгидрострой".
К 1960 году УНР-261 и его субподрядные организации возвели в Большом Камне более 30 тысяч кв. м жилья, столовую, котельные, бани, магазины, детские ясли и сады, школы, школу ФЗО-27, дом культуры, подстанцию и 80 км линии электропередачи, водовод от реки Шитухе, железнодорожную ветку от станции Петровка, заводские объекты - цеха 12, 13, 15, подкрановые и стапельные пути.