Светлая дорога... в мэрию
Жители цивилизованных городов по вечерам выходят на прогулку. Живущие во Владивостоке с наступлением сумерек спешат по домам. По неосвещенным улицам ходить страшно и опасно. Но что делать, если светлой дороги к дому просто нет?
Корреспонденты “В” в сопровождении работников МП “Горсвет” проехали по вечернему Владивостоку.
“Сравните фотографии ночного города прошлых лет и сегодняшние, - предложил внешний управляющий МП Александр Павлюченко. - Разница поразительная”. Вспомнил Александр Ростиславович и проводившиеся несколько лет назад экскурсии “Ночной Владивосток”. Было что показать, было на что посмотреть.
...Около 21 часа был включен пульт освещения города, и две дежурные бригады отправились на линию с проверкой. Где-то придется включить освещение вручную, где-то обнаружится неисправная лампа. “Наш коллектив формировался не один год, - рассказывает Александр Павлюченко, - но, к сожалению, из 120 специалистов сейчас осталось только 74. Люди не могут трудиться без зарплаты, не имея самого необходимого для работы. Если уйдут оставшиеся, невозможно будет восстановить былую славу “Горсвета”. В нашем городе 10400 светильников, 363 километра электросетей. Практически каждый день происходят аварии - где-то порвался провод, где-то отлетел светильник. Но если для городских улиц у МП еще есть какие-то средства, то за город мы выезжаем только в экстренных случаях”.
Редакционная машина пересекает Океанский проспект. У “Серого дома” ярко сияют фонари, каждая ступенька длинной лестницы прекрасно освещена. Как приятна забота чиновников о ночных посетителях! Однако совсем рядом - при пересечении улиц Фонтанной и Уборевича - нас окутывает темнота. Прохожих не видно. Может быть, конечно, кто-то смелый идет через мрачный сквер Суханова. Но скорей всего тот, кто вынужден в это время возвращаться домой, нервно оглядываясь, прижимается к стенам зданий - хоть с одной стороны защита.
Улица Всеволода Сибирцева после реконструкции действительно сильно изменилась. Гладкий асфальт, простор - автомобилистам раздолье. Но только и здесь не восстановлены снесенные во время расширения дороги опоры, и лишь иллюминированное название китайского ресторанчика неожиданно ярко вырисовывается на темном фоне. Во Владивостоке великое множество автомобилей, но почему-то остались еще и пешеходы. Забота о них, похоже, в планы мэрии не входит. “Для восстановления нормальной работы наружного освещения, - комментирует ситуацию главный инженер “Горсвета” Алексей Тутов, - нам необходимо 6 тысяч ртутных ламп, 2 тысячи светильников, 10 тонн проводов, 5 км кабельной продукции, рубильники, контакторы, трансформаторы, предохранители...” Нет материалов, отсутствует финансирование. Общая задолженность МП “Горсвет” акционерному обществу “Дальэнерго”, “Госнедвижимости”, ВГТС, во внебюджетные и прочие фонды составляет на сегодняшний день больше 8 миллионов рублей. Мэрия же задолжала “Горсвету” больше 9 миллионов.
Улица Светланская все же напоминает, что живем мы в конце 20-го столетия - горят ртутные лампы. Правда, иногда их белый свет сменяется желтым. “Мы вынуждены ставить лампы накаливания, - поясняет Алексей Тимофеевич. - Конечно, срок их службы значительно короче, да и света они дают меньше”. Но освещенная фарами многочисленных машин главная улица все же выглядит прилично. Темнота сгущается за площадью Луговой, где после реконструкции количество светильников тоже заметно поуменьшилось. Спортивная, Калининская... Хоть глаз выколи. А ведь тоже люди живут, тоже вынуждены иногда поздно домой возвращаться. Если бы, как и прежде, регулярно проводился капитальный ремонт, то даже в нашей агрессивной среде с солеными туманами и штормовыми ветрами полностью обновляемые каждые 5 лет сети верой и правдой служили горожанам. Однако и эти мрачные улицы, оказывается, не самое страшное. По словам специалистов, особую тревогу вызывает поселок Трудовое. “Недавно позвонила оттуда Антонина Дьякова, - рассказывает Александр Павлюченко, - благодарила за восстановленное освещение на улице Лермонтова. До чего же стыдно было! Люди благодарят за то, что им положено иметь. Антонина Леонтьевна в телефонном разговоре сказала, что устала от такой жизни, устала просить воду, тепло, нормальное освещение. Где тот рачительный хозяин города, который не будет искать врагов, а займется своими прямыми обязанностями?”
Фары редакционной машины выхватывают из темноты цветочную надпись “Городу от мэра”. Баляевский мост, построенный на деньги налогоплательщиков, оказывается, мэрский подарок. Фонари сияют и на мосту, и под мостом. Только освещение сделано по временной схеме. История эта непростая. Попросили работников “Горсвета” срочно осветить “подарок”, потом неожиданно передали заказ вновь организованному МП “ВПЭС”. У этой организации нет ни технических средств, ни специалистов. Как говорит внешний управляющий “Горсвета”, у “ВПЭС” нет даже лицензии на производство этих работ. Вот и результат - там, где работали “негорсветовцы”, сейчас темно. “Мэрия делает все, чтобы лишить нас средств, затруднить работу предприятия, - говорит Александр Павлюченко. - И это в то время, когда необходимо направить все силы на то, чтобы окончательно не развалить городскую систему наружного освещения”.
...Наша машина опять нырнула в темноту - мы ехали не по центральной улице города.