Слеза расстрелянной иконы
Скучно живем, господа! Ну, уронил кто-то рубль, так что ж теперь? Кроме доллара и другая красота существует. Только заметить ее лень мешает. Корреспонденту “В” удалось выбраться на некогда закрытый для простых смертных остров Русский, и полдня, проведенные там, превратились в сказку. Грустные мысли о взлетевших ценах и безрадостных перспективах за несколько часов ни разу не посетили. Просто не до житейской прозы было.
Целомудренная морская гладь, еще горячее осеннее солнце, катерок, неспешно пересекающий пролив... Уже хорошо. А потом старенький автобус. Конечно, можно и пешком прогуляться. Но нас, группу журналистов различных СМИ, пригласили посетить Ворошиловскую батарею, расположенную в 17 км от места, где причалил катер. Поэтому все дружно потянулись в машину. Дорога, опоясывающая остров, тревожно напоминает о быстротекущем времени. Нет, ее состояние отнюдь не свидетельствует о дряхлости, однако рассказ экскурсовода об особенностях строительства явственно говорит - в другие времена живем.
Экскурсовод на Русском замечательный. Олег Стратиевский - научный сотрудник музея ТОФ - не просто живет на острове, но знает его досконально и любит всей душой. А уж то, что в его “помощниках” в этот день ходила известная всему Приморью краевед Нелли Мизь, само за себя говорит - информация оказалась исчерпывающей.
Да, таких дорог нынче не строят. Если уж не на многие века она рассчитана, то к своим десятилетиям еще несколько точно добавит. Сначала строители крепости делали тщательную расчистку, укладывали большие плоские камни, насыпали сверху щебенку. В сырых местах - обязательно дренажные канавы, вымощенные камнем. Потом все это засыпалось смесью глины и щебня и укатывалось. Ничем бы дорога от зарубежного автобана не отличалась, не постарайся современные ремонтники. Эдак аккуратненько верхний слой сместили, обнажили каменную подушку, повредили кое-где дренаж. И нарушили своими усилиями “иллюстрацию истории”. Ничего уже, конечно, не изменишь, поэтому, кое-где основательно подпрыгивая на неровностях, остается лишь любоваться окружающей природой. Замечательная здесь зелень, и воздух ложками можно есть - ни загазованности, ни пыли. Недаром, наверное, горожане любят на здешние пляжи наведываться. Кстати, в пресном озере у бухты Парис, говорят, отлично рыба клюет. Но это к слову, потому как наша цель - Ворошиловская батарея, строительство которой было закончено в 34-м году. А так как огневая позиция выбиралась комиссией под руководством незабвенного Клима, то соответственно и имя его получила. Как и положено. Правда, предшественники почему-то не свои имена присваивали, а, например, бухты именами бригов, на которых служили, называли. Поэтому и появились на картах бухты Аякс и Парис. У каждого времени свой почерк.
На батарее встретил нас Георгий Шабот, ныне младший научный сотрудник филиала музея ТОФ, а в недавнем прошлом подполковник, командир 122-го дивизиона. Того самого, который в прошлом году произвел на острове последний выстрел. Эх, почаще бы учителя сюда школьников привозили! Какой нормальный мальчишка, будь он хоть в “рэперских” штанах и “кислотной” майке, не заинтересуется этими огромными башенными установками? Вес только вращающейся ее части - 900 тонн, а одного ствола, на котором, похоже, могут уместиться ученики целого класса, - 50 тонн. Мы облокачиваемся на мощный ствол и, как дети, завороженно слушаем, что простирается все это устройство на глубину в 25 метров - там и центральная силовая станция для обеспечения башенных установок водой, электричеством, топливом, и 2 артезианские скважины, и многое другое, что лучше увидеть собственными глазами. Вот и отправляемся, чтобы увидеть. По узким железным трапам спускаемся все ниже и ниже. Туда, где снарядные платформы, где сами снаряды, как спеленутые младенцы... И увидеть, и услышать рассказ нужно на месте. Только тогда ощутишь эту мощь и поверишь, что выпущенный здесь снаряд запросто долетит до “Лесной заимки”.
По острову Русскому Военно-исторический музей ТОФ и Общество изучения Амурского края предлагают несколько экскурсий - выбирай на вкус. Записаться же на поездку можно в самом музее или в мемориальном комплексе “Подводная лодка С-56”. Те же, кто хочет не только познакомиться с южной линией обороны Владивостокской крепости, но и понежиться на пляже, поискать грибы в дивном лесу, поесть ягоду прямо с куста, могут позвонить по телефону 274-986. У нас, к сожалению, времени на отдых не было, хотелось побывать еще и в 12-м форту, строительство которого начиналось в далеком 11-м году. И посмотреть на знаменитую икону, на которой скорее всего изображен архангел Михаил, хранитель воинства. Только вот лик его едва угадывается. Похоже, икону и расстреливали, и штыками кололи. Что для атеиста какая-то картинка? И плачет сейчас икона. Конечно, все легко и прозаично объясняется - вентиляция нарушена, каменную стену пришлось убрать, чтобы облегчить доступ в форт. Хотя ну его к лешему, наш реализм - иногда и в слезы иконы можно поверить. Посмотришь на нее, плачущую, и будто собственную душу омоешь - не так уж и плоха наша жизнь, и лучше будет. Все ведь меняется. По крайней мере память историческая, к счастью, к нам уже возвращается.