Дом, где кормят, моют и учат

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Сюда с фотокорреспондентом “В” мы пришли без всякого предупреждения. Оценили внутреннюю отделку помещения, поздоровались с мальчишкой, слушавшим плейер. Молодой педагог Сергей Петрович первым “раскусил” наш маневр: “Правда ведь, что даже во Владивостоке вы такого не видели?!”. Может быть. Этим летом в Находке на месте бывшего детского сада открылся интернат для беспризорных детей

Сегодня такие приюты и реабилитационные центры по всему Приморью появляются как грибы после дождя. Ничего не поделаешь - положение многих наших детей сходно с тем, что наблюдается в военную голодную годину. Но этот интернат несколько необычен - подростки сюда приходят по собственному желанию.

Накануне муниципальная специализированная школа-интернат (так она официально называется) приняла первых беспризорников, исхудавших и уже битых жизнью 10-12-летних мальчишек и девчонок. По словам социального педагога Анны Егоровой, информация о доме, где кормят, моют и учат грамоте, дошла уже до беспризорников Владивостока, других городов и весей Приморья. Были случаи, когда малолетки электричкой добирались до Находки.

Первым питомцем интерната стал 13-летний Валя П. Родом он из одного из таежных поселков. Отец пьет водку... и бьет сына. В школе парнишка никогда не был. Но здесь он нашел любовь и ласку. В том числе со стороны строителей, которым он с утра до вечера по собственному желанию помогает приводить в порядок здание.

Не по годам рассудительный 12-летний Вася рассказывает, что в своей короткой жизни больше всего не любил учиться, но при этом страшно хотел гулять. Поэтому даже мать его мечтала, чтобы сын попал в школу-интернат - авось здесь его перевоспитают.

- Я думал, что здесь очень плохо. Оказалось - наоборот. Особенно нравится доброта воспитателей - Андрея Петровича и Натальи Владимировны. Теперь мечтаю “выйти в люди”, вырасту - стану бизнесменом.

- А кормят вас чем?

- Вчера - варениками и “ленивыми” голубцами.

Друг Васи Виталий за день до этого успел сбежать из интерната, но под вечер следующего дня одумался, вернулся, и, по рассказам воспитателей, дети дали ему “еще один шанс”.

- Скитаться надоело. В подвале крысы, сырость... Лежишь на трубах, как настоящий бомж. Мама пьет, с отцом она в разводе.

Родители пьют и у Андрея, мальчишки с “Волны”, одного из самых “алкогольных” районов города. У него здесь же находится сестра. Говорит, что надоело “бановать”, то есть скитаться.

Такая же история у Славы, жившего на “аристократической” улице Ленинской. Все мальчуганы стоят на учете в милиции. Они находятся на грани своего голодного и холодного прошлого с “кодексами пацанов” и новой реальности, где к ним относятся так хорошо, что беспризорники просто боятся верить своим глазам. Поэтому трехэтажный мат соседствует с уважением к воспитателям. Поэтому заявления с просьбами о приеме в интернат перемежаются с побегами...

Девочек инспектора отдела по предупреждению правонарушений несовершеннолетними городского УВД подбирают в основном в неблагополучных семьях.

Сестры София и Ксения Ш. (8 и 10 лет) попали в интернат благодаря помощи сочувствующих соседей. Мать девочек пьет, бьет детей, выгоняет среди ночи из дома. Выглядят они пятилетними. Сейчас сотрудники спецшколы собирают документы на лишение родительницы материнских прав. С каждым новым ребенком начинается поиск его документов, выяснение судьбы. Кого-то ждет возвращение домой, кто-то будет жить здесь вплоть до совершеннолетия.

Каждый ребенок, прежде чем стать постоянным обитателем школы-интерната, должен написать заявление на имя директора заведения. Но выходит так, что 12-летние подростки не могут даже вывести на бумаге собственное имя. За них образцы заявления пишут воспитатели, а ребенку ничего не остается, как скопировать листок.

Такая практика, когда подросток пишет заявление о приеме по собственному желанию в интернат для беспризорников, - из новых. Но эффективна ли она? На этот вопрос педагоги ответить пока затрудняются. С самого начала мальчишкам и девчонкам демократично дают понять, что их никто здесь удерживать не станет. Хочешь учиться, жить в человеческих условиях - пожалуйста. Не хочешь - иди назад в подвалы. Пока что наши герои выбирают и то, и другое.

Находка, как и весь край, задыхается от детской токсикомании и наркомании. И от взрослого алкогольного безумия. Несколько лет назад в городе был открыт реабилитационный центр для несовершеннолетних. И вот еще одна попытка властей помочь детворе. На этот интернат уже затрачено около 1 миллиона рублей городской администрацией и меценатами - местными предприятиями. Последние охотно помогли и будут впредь помогать мебелью, аппаратурой, финансами.

Интернат рассчитан на 75 человек, но уже сейчас, когда их больше десятка, педагоги не выдерживают - дети сложные, капризные. И это несмотря на то, что персонал подобран опытный - кто-то прошел закалку реабилитационным центром, кто-то, как старший воспитатель Валентина Колесникова, просто знают секреты работы с “трудными” подростками. Некоторые из детей видят, что все им сходит с рук (в качестве временных мер разрешается даже курение), поэтому могут запросто довести до слез молодого воспитателя.

Согласно планам в будущем здесь откроют слесарные мастерские. Будут работать дефектолог и логопед. И уже бывшие беспризорники станут посещать начальную школу. Кто знает, может, этим несчастным детям чужие тети и дяди и вернут, казалось бы, потерянное детство.