Попробовав раз, летаю и сейчас
У души должна быть “форточка” для выплеска отрицательных эмоций. Для Николая Хмарина ею служит параплан: “Я беру крыло, поднимаюсь на сопку, взлетаю... Загоняю себя в экстремальную ситуацию, на большую высоту, где остаюсь один на один с собою.
Там, в невесомости, понимаешь - земные проблемы мелочны и незначительны. А после приземления ощущаешь, насколько жизнь прекрасна”.
Николай - инструктор секции парапланеризма. Его воздушная карьера началась в 1974 году, после просмотра киножурнала. Там он впервые увидел дельтаплан. Впечатления были настолько сильными, что желание построить такое же чудо, как на экране, в скором времени воплотилось в реальность. “Сделал я его, конечно же, неправильно, - рассказывает Николай. - На экране не было видно мелких деталей, поэтому я соорудил конструкцию без них. Пытался на нем взлететь, но непонятно было - как оторваться от земли? Без синяков и ссадин не обошлось. Дельтаплан все-таки взлетел, хотя и передвигался по воздуху очень плохо. Это был самый первый дельтаплан во Владивостоке”.
Позже Николая начали “вычислять” такие же любители острых ощущений. Трагический случай, произошедший с соседом Николая, однако, поубавил пыл. Смерть кого хочешь заставит задуматься. Да и жена активно возражала против его летной жизни. “Я как-то выкручивался, пытался летать тайком от жены - до тех пор, пока сам не упал. Было обыкновенное утро. Поднялся в воздух метров на 600, полет был нормальный, а когда пошел на посадку, по ошибке убрал на повороте газ - до земли оставалось 40 метров, дельтаплан начал падать в лес. Боролся, пытался выровнять - все напрасно. Тогда у меня вся жизнь перед глазами прошла: как учился, как женился, и соседа своего вспомнил. Думаю, вот и моя очередь подошла, двигателем убьет, когда на землю упаду, все-таки 30 кг весит. Самое интересное то, что в лесу умудрился упасть там, где нет деревьев, на полянку. Потерял сознание. Когда очнулся - не поверил, что остался в живых. Переломов не было, отделался синяками. Через две недели я этот дельтаплан уже восстановил. Но мне эта катастрофа на 2 года отбила желание подниматься в воздух”.
По иронии судьбы Николай опять увидел киножурнал - но уже о парапланах. Мужчина поставил над головой крыло, оно надулось и полетело как дельтаплан, только без всяких тросиков и трубочек. Поражала компактность этого средства передвижения по воздуху. Огромнейшее крыло, чем-то напоминающее парашют, легко умещалось в обыкновенном мешке. И Николай вновь начал мастерить, опять же не имея ни малейшего представления об устройстве параплана. Получилось подобие парашюта из нейлоновой ткани, которое до сих пор летает. В настоящий момент у нас в городе всего 6 самодельных парапланов и 4 фирменных, привезенных из-за границы.
Николай Хмарин со своим компаньоном пробовали создать секцию парапланеризма, но она просуществовала всего 2 месяца и распалась из-за отсутствия средств. Очень жаль, ведь удостоверение, полученное после окончания курсов, дает право брать параплан напрокат. При хорошей погоде безопасность гарантирована на 90 процентов. Конечно, если не налетишь на какое-нибудь препятствие: столб, провода, деревья. В сильный ветер в воздух подниматься не рекомендуется - риск слишком велик, турбулентные потоки могут завертеть купол, тогда падения не избежишь.
“Параплан ничто никогда не заменит, - говорит Николай. - Одно дело сидеть в кабине самолета, другое - быть подвешенным на высоту 100-200 метров и ничего не ощущать под ногами. Для меня парапланеризм что наркотик - на всю жизнь”.