Без душа не до шуток... в морге
“Посторонним вход воспрещен”. Открываю дверь центральной диспетчерской МУПП “Водопроводно-канализационное хозяйство”: сейчас встретят усталые, раздраженные нашей непонятливостью диспетчеры, в миллионный раз обрадовав - воды нет и не будет. Ничего подобного, диспетчер Татьяна, оператор Людмила и начальник Павел Гайденко неизменно терпеливы: “Сейчас все постараемся объяснить”.
Репортаж из самой “горячей” диспетчерской городаПредъявляю удостоверение, и меня берут в дежурную команду диспетчерской на пару часов. Теперь информация обо всем водяном хозяйстве города в наших руках. Первый звонок по телефону для населения огорошивает:
- Я с Океанского проспекта звоню. Девушка, вы что же это нам такое бешеное давление дали? Сорвало вентели домашнего нагревателя! У меня тут потоп!
У меня в голове проносится: вот так проблемы! У нас дома месяц - вообще сухо. Диспетчер вникает в ситуацию:
- Вот данные по журналу: давление на выходе из насосной не превышало обычного, но сейчас уже уменьшили, так что напор будет минимальным.
Следующий звонок - через 5 минут:
- Я живу на Кирова, вода к последним этажам не доходит.
- Поняли. Попробуем увеличить давление.
- Здравствуйте, это из морга на Некрасовской.
- Вы не шутник?
- Да нет, какие шутки. Я замдиректора, у нас неделю воды нет, что в конце концов случилось, когда включите? Вы понимаете, что у нас за объект?
- Все понимаем, вас не отключаем, тем более ваше здание на водоводе. Наши работники никаких ремонтных работ там не производили.
- Да был тут кто-то, лазил в колодец, задвижку менял. Выходит, не ваши? И в ЖЭУ тоже не в курсе.
- Официально сообщаю: отключений и ремонта на вашем участке не было. Или злоумышленник, или разбирайтесь в ЖЭУ. Сейчас еще раз все проверим - звоните.
- Понимаете, отключить воду могут ЖЭУ, аварийные и даже сами жильцы - народ грамотный пошел, - комментирует ситуацию Татьяна. - Представьте, нас много дней донимали жители дома на Чапаева: нет воды. А мы им воду по графику включали. Неожиданно в разговоре выяснилось, что был отключен всего один подъезд, и отключило ЖЭУ - то ли авария в доме была, то ли просто конфликт с жильцами. Такие ситуации сплошь и рядом: в квартире - порыв труб, приезжает аварийная или слесарь, перекрывают стояк, и подъезд без воды. Работники ЖЭУ бастуют, бесплатный ремонт не производят, а хозяин аварийной трубы частенько молчит, и полдома недоумевает, за что они так обижены. А мы, как следователи, выясняем, кто отключил, когда и где.
Отвечать на звонки жителей города - не главное дело диспетчерской. Главное - оперативно управлять водяными потоками, держать всю информацию в одних руках. Каждый час - свежая информация, каков уровень воды в резервуарах огромной, разбросанной системы: на очистных сооружениях, на насосных станциях, данные по давлению воды “на всас”, то есть на входе в насосную, и на выходе, когда воду “продавливают” в наши дома. Объекты разбросаны: Артем, Шкотово, Штыково, Горностай, Седанка, связь - ни к черту... Порывы на линиях, направление машин-водовозок. Если крупная авария - диспетчер принимает решение, как перекинуть воду на другую ветку и выйти из ситуации с наименьшими потерями. Трубопроводы изношены, режим по воде ухудшает и без того плохое состояние систем: летят задвижки. Авария на объекте - информация сюда, здесь в любое время суток знают, где находятся инженеры, механики, начальники: таков режим на объекте жизнеобеспечения. Звонит пожарная: у нас тут пожар 2-й категории, подержите давление! Диспетчер держит, увы, перегоняя воду с другого направления. Ночной звонок: “Вы нам воду дали, а соседи на даче, нас заливает!” “Бегите в подвал - перекрывайте стояк, мы тут вам не поможем”. Разобраться в специальной терминологии, в технической системе - откуда вода поступает, как огибает, что питает, как работает насосная, когда отключается и как качает - дело весьма непростое. Но разобрались же мы все в фидерах и перетоках из сферы энергосистемы, видимо, пришел черед знать норму уровня воды на всех гидроузлах и давления “на всас” и на подаче.
- Из ЖЭУ звонят, дайте нам воду на двое суток - нам опрессовку труб производить.
- Решайте с начальством, но заранее говорю вам - это невозможно, дадим вам - оставим без воды других.
- Почему не даете воду на Патриса Лумумбы?
- У вас было отключение электроэнергии, вырубило насосную. Электрик уже выехал туда - запускать, скоро водичка придет.
- В городе десятка два насосных, - объясняет Татьяна. - Беда, когда начинаются массовые отключения электроэнергии: останавливаются и насосные, полгорода сидит еще и без воды. Хуже того, отключили на полчаса, а электрик, если насосная не автоматическая, едет и вручную включает рубильник - затратно по времени... Подежурили бы вы здесь 3 недели назад, когда Артемовский гидроузел сократил подачу воды - там запас был минимальный. Тут на нас и в суд грозились подать, и пострелять всех. Направили телефонограмму руководству гидроузла: дайте воду, невозможно так работать. Но если водохранилище пустое... Пошли дожди, сейчас - вот данные по журналу - заполнена пятая часть Артемовского водохранилища, даем воды больше. Седанкинское, Богатинское - там слезы... Не сидим мы на воде - чуть подкопим в резервуарах, чтоб хоть какое-то давление в системах было - и в дома направляем. Пока по графику, раз в двое суток: полгорода утром, другая половина - вечером. Хорошо в тех домах, что стоят в низинах, на водоводе - там вода не отключается. А вот как в школах будут обходиться, в детских садах - ума не приложу, это бедствие. Многие офисы попросту закрыты.
Обеденный звонок “от населения” удивил:
- Чем объяснить, что на Магнитогорской вода появилась?
Диспетчеры смеются: ну народ! Как-то в 3 часа ночи женщина звонит: спасибо, что водичку дали. А один дядечка каждый час сообщал: вода уже до второго этажа дошла, к четвертому подбирается.
Было когда-то кино - “Королева бензоколонки”. Нынче актуальны “королевы водопровода”. “Барышни, дайте водички - шампанским залью!”
Между прочим, барышни, как и все работники “Водоканала”, получили зарплату только за апрель, да и то посредством суда: вопиющие неплатежи давно держат предприятие за горло. Не платят за воду ни военные, ни мэрия - за свои школы, больницы и другие муниципальные объекты, ни федеральный бюджет - за свои. Деньги, которые перечисляем мы, жители, сюда тоже не поступают - оседают где-то... Катастрофически нет горючего, порой не на чем выехать устранить течь. Отключено большинство телефонов, для населения остался один: 253-383.
Но это уже тема отдельного разговора.