Ностальгия по патриархату
Cельское хозяйство в том виде, в котором оно находится сейчас, патриархальным не назовешь. Практически повсеместно (во всяком случае, в Приморском крае) наблюдается женская экспансия
В Спасском районе, например, 4 руководителя сельскохозяйственных предприятий - женщины. Их благотворное воздействие не заметить невозможно.
На фоне банкротства отдельно взятых бывших совхозов, колхозов и фермеров, а также всеобщего развала проявляется феномен: выживает редкое крупное хозяйство, которым руководит мужчина, и как бы в противовес - процветают те, где главенствуют женщины. Конечно, в полной мере их нельзя назвать процветающими, но почему-то именно женщины смогли лучше приспособиться к нынешним условиям.
Наш гость - Наталья Семеновна Нерода - уже 8 лет директор совхоза “Александровский”, депутат краевой думы прошлого созыва и просто приятный человек.
- А как вы вообще попали в сельское хозяйство, ведь это не самое женское занятие.
- В Александровку я приехала с родителями в 1965 году. Здесь же училась в школе - заканчивала вечернее отделение. Замуж вышла. Муж учился в сельхозинституте, снимали квартиру в Михайловке. Он закончил - я поступила на заочное отделение туда же, в Уссурийский “сельхоз”. С маленьким ребенком на руках учиться на дневном было не по силам.
- Я знаю, что муж работает у вас первым заместителем. Семейственность в работе не мешает, ведь она в советские времена даже законодательно не поощрялась?
- Муж у меня первый помощник. Он механик, отвечает за технику, я в эти железки не вникаю.
- А не получается ли так, что заместитель тянет всю самую черновую работу?
- Я на него ничего лишнего не перекладываю. У каждого свой круг обязанностей. С меня-то домашней работы никто не снимает, а домашние хлопоты у сельского жителя сами знаете какие.
- Вы лидер на работе и дома?
- Нельзя мужа во всем притеснять. И хотя не всегда это получается, но стараюсь.
Еще одно забытое понятие из недалекого прошлого - трудовая династия. В некотором смысле данное словосочетание относится и к семье Натальи Семеновны. Ее сын также учился в сельскохозяйственном институте. Потом служил в Германии - еще до вывода оттуда советских войск. После окончания института мать взяла его работать в совхоз как дипломированного специалиста... трактористом.
- Это что - особое проявление материнской любви?
- Нет, просто я начинала с доярок, и он должен попробовать, как крестьянский хлеб добывается. К людям будешь добрее - так ему и сказала.
- Вам довелось представлять народные интересы в краевой думе прошлого созыва. Как это случилось?
- Инициатива исходила со стороны. Кстати, за меня проголосовал едва ли не самый высокий процент избирателей - 70. Была секретарем комиссии по налогам, бюджету и финансам - З года. Это большой жизненный опыт. Работая директором, замыкаешься на определенный круг проблем, депутатские заботы, охватывающие Спасский и Кировский районы, намного шире.
- Если пользовались в народе такой популярностью, то почему не пошли на второй срок в депутаты?
- Идея такая возникала, но 2 ответственные должности совмещать тяжело, а из совхоза (сейчас это совместное коллективно-долевое предприятие) я уходить не собираюсь.
- Но ведь сельское хозяйство, извиняюсь за штамп, находится на грани развала?
- Все говорят о том, что необходима государственная поддержка этой отрасли, но реальных денег в сельского производителя никто не вкладывает. А деньги необходимы хотя бы потому, что сельскохозяйственная техника в центральных районах России стоит вдвое дешевле. Пока от завода комбайн, например, дойдет до Приморья, он минует руки 3-4 посредников. И даже если сразу выплатить 40 процентов стоимости, то пока погасишь остальную задолженность, тот же комбайн уже пора списывать. Подобное сегодня ни одному хозяйству не по силам.
- Но ведь удалось же вам установить линию по переработке молока?
- 5 лет назад - да. Сейчас это невозможно. Технологическое оборудование мы покупали частями несколько лет по всей стране, потом долго устанавливали. Сегодня я жалею, что мы не выписали перерабатывающую линию целиком. Ведь никто не верил в то, что мы соберем ее на пустом месте, да и мы сами совершенно не знали, с чего начать. Помогла технолог Полина Двинятина - без нее и не знаю, получилось ли что-нибудь у нас. Также помогала краевая администрация. Таким образом, мы вышли на замкнутый цикл в переработке молока. Те, кто этого не сделал своевременно, потерпели крах.
- Создавая замкнутый производственный цикл, вы конкурируете, например, с молокозаводом?
- Безусловно. Совхоз, коров в котором стало в 3 раза меньше, способен выпускать пастеризованное молоко, сметану, масло - все это отменного качества, потому что работаем на цельном молоке. Наша продукция на сельскохозяйственной ярмарке расходится молниеносно. Раньше две машины отправляли, нас ждали, сложился определенный круг покупателей. Кроме того, совхоз снабжает местные детские сады, районную больницу, дома престарелых...
- Вы занимаетесь благотворительностью?
- Это не благотворительность - необходимость. Мы таким образом платим налоги, поскольку совхоз, как и все, кто работает на селе, испытывает жуткий дефицит живых денег. Форма взаимозачетов удобна, но все налоги таким образом заплатить не удается - только то, что должно оставаться в районе. Сложнее обстоят дела с федеральными налогами, взносами в Пенсионный фонд...
Приступить к переработке молока совхоз “Александровский” и многих других заставила нужда. В свое время перерабатывающие предприятия строились, по сути, за счет сельских производителей, но потом их акционировали и селянам показали кукиш... Быть может, сегодня это и звучит странно, но торговля едой всегда приносила прибыль. Заработать же много денег на производстве продовольствия из-за высокой себестоимости зерна, мяса, молока невозможно. Если только не ввозить его из-за границы, где, как известно, покупается все самое дешевое и далеко не лучшего качества.
- Наталья Семеновна, почему все-таки “умерли” соседние с вами хозяйства? Ведь дело не в том, что руководят ими мужчины, и даже не в том, что в вашем хозяйстве есть перерабатывающая база, а у других ее нет?
- Уверена, что это не вина отдельных руководителей. В стране была установка на развал сельского хозяйства. Ведь даже когда мы перерабатываем продукцию и пытаемся ее реализовывать - возникает масса проблем с налогами, с реализацией. Молоко и масло на месте никому не продашь, а чтобы везти куда-то, необходимо иметь лицензии, сертификаты... Это огромные деньги.
Чтобы реализовывать свою продукцию, нам надо сегодня объединяться, кооперироваться... Я сторонник межхозяйственной кооперации и в сбыте, и в снабжении. Сегодня тяжелейшее положение складывается с техникой. Даже то, что у нас есть, скоро развалится. Опять в воздухе витает идея создания машинно-тракторных станций (МТС) для обслуживания сельских производителей. Может, под контролем государства в советские времена они себя и оправдывали, но в настоящее время МТС быстро станут монополистами и начнут диктовать свои цены и условия.
Дарвин все-таки был прав. Подсмотренный им естественный отбор проявляется во всем - сельское хозяйство не исключение. Выживают сильнейшие. Только странно немного, что сильнейшей в состязании оказывается женщина. Хозяйство Натальи Нероды не только дает работу жителям села - “женщина-кормилица” содержит школу, больницу и т. д. Целое село существует за счет совхоза, в связи с чем неудивительна популярность Натальи Семеновны среди местных жителей. Быть может, не все, что она делает, совершенно. Вместе с тем с ней приятно общаться. Таких людей можно сравнить с математической дробью, в числителе которой находятся заслуги, а в знаменателе - самомнение. Совершенно невозможно общение с теми, у кого мнение о себе (несмотря на какие бы то ни было заслуги) раздуто до невероятности. Она же при всех своих достоинствах человек неамбициозный и потому приятный.
- Кто вы по натуре?
- Руководитель должен быть немного консерватором, немного авантюристом - все в нем должно присутствовать.
- Вы хотели б что-нибудь изменить в своей жизни?
- Когда-то в моем селе - вообще на этой земле, когда ее активно осваивали, - было все: достойная зарплата и добропорядочное отношение людей друг к другу и еще много-много того, что сейчас утрачено. Средств хватало на все, и деньги даже оставались. Поселки газифицировали, никогда не возникало проблем с водоснабжением... Всего-то 20-30 лет назад. К сожалению, время вернуть невозможно.