Драма перенесена. Сроки уточняются
О драматической ситуации, возникшей в бухте Разбойник, где хранятся отслужившие свой век атомные субмарины, "В" на днях информировал своих читателей.
В результате короткого замыкания в линии электропередачи, причиной которого стал проливной дождь, в течение недели оставались обесточенными атомные подводные лодки, находящиеся в отстое. Авария была устранена бригадой ремонтников из большекаменской электросети буквально за полчаса.
От подобного рода сюрпризов сейчас, понятно, никто не застрахован. Энергетики бастуют, второй год подряд не получая заработную плату, отказываются устранять поломки на линиях, включая и важнейшие стратегические объекты. По счастью, эта авария произошла летом - случись такое зимой, экологической катастрофы избежать бы не удалось. При этом беда косила бы всех, не деля на военных и гражданских.
Дивизион временного хранения АПЛ, которым командует капитан 1-го ранга Анатолий Салин, был образован в конце 1992 года в связи с предстоящим реформированием флота и выходом из его состава большого количества атомных надводных и подводных кораблей. Как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. В данном случае намерения были более чем благие - создание технологической цепочки: флот - завод - длительное хранение отслуживших кораблей с ядерными реакторами, обеспечение их безопасных стоянок в специально отведенном месте.
Именно здесь, в дивизионе отстоя, как проще его называют сами моряки, лодки конвертуют, разделывают в трехотсечные блок-модули, то есть оставляют 2 реактора и смежные с ними отсеки, снимают легкий корпус. В таком состоянии лодки могут храниться многие десятки лет. Подобных пунктов хранения не было нигде. Потом были созданы аналогичные на Северном флоте, на Камчатке и в бухте Ракушка. Последний просуществовал недолго и вскоре вошел в состав пункта отстоя в бухте Разбойник.
В дивизионе есть группа радиационной безопасности, через каждые 4 часа производятся специальные замеры. Круглосуточные вахты, визуальные осмотры, дозиметрический контроль обеспечиваются минимальным личным составом.
Заместитель командира дивизиона по воспитательной работе капитан 2-го ранга Александр Тушков в беседе с корреспондентами "В" рассказал, что в свете недавнего постановления правительства РФ об определении координатором работ по комплексной утилизации надводных кораблей с ядерными установками и атомных подводных лодок Министерства атомной энергии Российской Федерации судьба дивизиона будет решаться в сентябре текущего года. Такое реформирование грозит прежде всего массовым сокращением штатов, увольнением в запас специалистов. В составе дивизиона - офицеры и мичманы, за плечами которых многие мили океанских походов, не одна автономка, огромный опыт боевой службы, все имеют военно-учетную специальность - механик.
Командиры атомоходов капитан 1-го ранга Александр Рыжук, капитаны 2-го ранга Леонид Ковтанюк, Василий Фролов, Александр Лепиков (был в Чечне командиром разведроты, награжден орденом Мужества) - боевые офицеры, прослужившие в подплаве не один десяток лет. Отлично служат механики: капитан 2-го ранга Дмитрий Бондарчук, капитан 3-го ранга Степан Каськив, майор Владимир Протасов. Обеспечивает дивизион всем необходимым командир береговой базы подполковник Николай Макаров. Здесь дважды в год проводится аттестация контрактников и мичманов. Учебные занятия и базовые учения моделируются по ситуациям, приближенным к экстремальным.
Проблем у подводников как дырок в решете. Государство ни рубля не вложило в осуществление социальных программ. ПКЗ - бывшая списанная плавмастерская, которую должны были продать на металл, благодаря усилиям бывшего комдива капитана 1-го ранга Валерия Степыгина оборудована под обитаемую плавказарму. Казарму для личного состава должны были сдать в декабре 1993 года, но к ее строительству еще не приступали. В прошлом году вступил в строй пункт радиационного контроля, своего рода проходная: здесь подводники получают дозиметры, надевают спецодежду, проходят дозиметрический контроль, в случае аварийной ситуации здесь же можно вымыть личный состав, сдать грязное белье.
Рассказывая о дивизионе, капитан 2-го ранга Александр Тушков подчеркнул, что здесь служат около 30 женщин. Дозиметристы старшие матросы Инна Соловьева, Татьяна Прохорова, Ольга Дыль отлично справляются со своими обязанностями. Более 20 лет работает кладовщиком Галина Степанова, которая буквально с колес обеспечивает пайками несколько сотен человек, стоящих на довольствии.
В дивизионе отстойных АПЛ обретают рабочие места безработные из соседнего Дуная, поступив на службу на контрактной основе. С тунеядцами и пьяницами здесь расстаются без сожаления, поэтому дисциплина на высоком уровне. Бережно относятся к жилищному фонду. Может быть, поэтому здесь нет больших проблем в обеспечении военнослужащих жильем. Первейшей заботой командования остаются многодетные семьи. Скоро семья мичмана Сергея Климова, где четверо детей, получит 5-комнатную квартиру в новом доме.
После недельной аварии подводники отвыкают передвигаться по атомоходам с электрическими фонариками, служба входит в привычное русло. Однако никто не может с уверенностью сказать, что подобная ситуация не возникнет вновь и будет иметь куда более тяжкие последствия.